Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Ладожские «линкоры»

С началом Великой Отечественной войны Военно-морской флот (ВМФ) СССР стал пополняться мобилизованными гражданскими судами для использования в различных военных целях.

Среди них находились и одиннадцать самоходных грунтоотвозных шаланд типа «Амгунь», построенных по заказу Советского Союза в Германии на судоверфи «Дойчеверфт» («Deutsche Werft») в Гамбурге в 1940–1941 годах для Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Малая осадка этих судов при большой грузоподъемности и удовлетворительное техническое состояние вполне способство вали переоборудованию их в канонерские лодки. Шесть из них включили в списки Краснознаменного Балтийско го флота (КБФ), остальные, о которых и пойдет речь, вошли в со став вновь сформированной 25 июня 1941 года Ладожской военной флотилии (ЛВФ).

Канонерская лодка Ладожской военной флотилии. Наличие на ней четырех 76,2-мм артиллерийских универсальных палубных установок 34-К говорит, что это либо «Бурея»,
либо «Нора»
Канонерская лодка Ладожской военной флотилии. Наличие на ней четырех 76,2-мм артиллерийских универсальных палубных установок 34-К говорит, что это либо «Бурея», либо «Нора»

4 июля были мобилизованы «Бира» и «Олекма», 5 июля — «Селемджа » и 10 июля — «Бурея» и «Нора». Первая из них проходила переоборудование и вооружение на Кронштадтском Морском заводе, «Бурея», «Нора» и «Олекма» — на Балтийском, «Селемджа» — на заводе им. А. Марти (ныне «Адмиралтейские верфи»), куда для выполнения работ прибыла ещё 3 июля.

***

Вспомогательные механизмы были представлены шестью насосами Вортинг тона: один пожарно-напорный, второй входил в состав водоотливной системы (оба производительность по 70 м3/ч), два для водоснабжения (по 3 т/ч) и два питательных (по 10 т/ч), а также эжектором Ристортинга (10 т/ч). Электроэнергия (постоянный ток напряжением 110В) вырабатывалась двумя пародинамо-машинами, мощностью по 10 кВт.

-3

Имелся также дизель-генератор (3,5 кВт). Управление кораблем осуществлялось с помощью полу-балансирного руля с паровым рулевым приводом. В якорное устройство входили: два якоря Холла, массой по 980 кг, две якорные цепи, длиной по 120 м каждая (на «Бурее » якоря — по 960 кг, а цепи — по 150 м) и брашпиль с паровым приводом.

Грузоподъемные операции могли осуществляться с помощью двух грузовых стрел, грузоподъемностью по одной тон не. Шлюпочное вооружение представляли два вельбота. Мореходность кораблей позволяла им находиться в море при волнении до 9 баллов.

-4

Согласно заданию, на каждой из них требовалось установить по две 100- или 130-мм пушки, четыре 45-мм полуавтомата с устройством для орудий соответствующих подкреплений и фундаментов, строенный пулемет, 1,5-метровый даль номер; оборудовать погреба боезапаса и боевые посты; дооборудовать ходовую и радиорубку, обеспечив их противо-пульную защиту. В действительности главный калибр трёх кан-лодок («Бира», «Олекма» и «Селемджа ») представляли два 100-мм орудия, установленные в диаметральной плоскости, а двух («Бурея» и «Нора») — четыре 76,2-мм (два в диаметральной плоскости, остальные по бортам). При указанном числе 45-мм полуавтоматов (четыре) количество пулеметов и их система на кораблях были различными.

-5
-6

___________________________________________________

Л.А. Кузнецов

Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 127/2022

Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!