Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Джокер: Безумие на двоих” (2024, Joker: Folie à Deux): Бой с тенью

Оглавление

"Наденьте счастливое лицо" (Put On a Happy Face) (с)

***

Я считаю, что психологическому триллеру Тодда Филлипса “Джокер” 2019 года продолжение не требовалось. У меня и с первой частью не всё сложилось гладко с первого просмотра – я этот фильм пересматривала, чтобы восстановить справедливость и оценить историю по достоинству. Признаю, что “Джокер” – хорош. Он мрачный, но это состояние воссоздано так талантливо, что передаёт, как атмосферу загнивающего и жестокого города, так и состояние главного героя, страдающего от психического заболевания. Всё это соединяется вместе и логично друг друга дополняет.

Когда я смотрела “Джокер: Безумие на двоих”, я задавалась вопросом, нужны ли тут музыкальные номера. Если их исключить, фильм потеряет свой колорит? Лично от меня ответ – без них фильм бы не утратил силы. Тем более, в нём осталась музыкальная тема, которая звучала в финале “Джокера” в сцене на улице, которая погрузилась в хаос после преступления Джокера в шоу Мюррея Франклина. Эта музыка очень хорошо погружает в реалии мрачного Готэма и внушает трепет. Думаю, её было бы достаточно. А, если выбирать самый удачный музыкальный номер, то это песня If You Go Away, которую Артур поёт в телефонную трубку.

Но я очень уважаю Тодда Филлипса и мне не хочется ругать продолжение. Я выделила некоторые моменты и расписала их помягче.

Сюжет

Два года назад Артура Флека (в исполнении Хоакина Феникса) арестовали после убийства Мюррея Франклина в прямом эфире и поместили на принудительное лечение в психиатрическую клинику Аркхэма. В общей сложности Флека обвиняют в пяти убийствах – ему грозит либо пожизненное заключение, либо смерть на электрическом стуле, на чём настаивает помощник окружного прокурора Харви Дент.

Артур Флек стал апатичным, молчаливым, он уже не пытается шутить, а лишь безвольно выполняет всё, что требуется, и смиренно ждёт суда.

Его настроение меняется, когда он знакомится с новой пациенткой Аркхэма – Харлин “Ли” Квинзель (в исполнении Леди Гаги).

Каким получилось продолжение

Артур Флек (в исполнении Хоакина Феникса)
Артур Флек (в исполнении Хоакина Феникса)

Весь фильм – это точное отображение состояния Артура Флека. Неопределённое. То ли мультфильм, которым открывается повествование. В нём Джокер борется со своей тенью. То ли это мюзикл, в котором Артур Флек остаётся верным себе и полноценно проживает положительный опыт только в фантазиях (но и там, правда, жестокая реальность находит отклик), то ли суровая судебная драма, в которой для Артура Флека выбирают наказание, словно предыдущих тумаков от судьбы ему оказалось мало.

Возвращаясь чуть-чуть назад к бою с тенью во вступительном мультфильме, то там бесплотная тень берёт верх над Артуром в образе Джокера. Тень ведёт себя свободнее и смелее, в её прозрачных руках Артур опять превращается в нелепую игрушку. Словно этим мультфильмом предваряется общий посыл всего фильма – Артур Флек очень слаб. Призраки его прошлого – из детства, из времён двухлетней давности, из периода принудительного лечения в Аркхэме – властвуют над ним, а он им сдался.

Смена ролей между Харли Квинн и Джокером

Для начала – образ Харли в комиксах

Персонаж Харлин Фрэнсис Квинзель (Харли Квинн) создали Пол Дини и Брюс Тимм, её роль – подельница Джокера, принца-клоуна криминального мира. Впервые она появилась в 1992 году в 22-ом эпизоде мультсериала “Бэтмен” (Batman: The Animated Series).

Харли Квинн в мультсериале “Бэтмен” (1992-1994)
Харли Квинн в мультсериале “Бэтмен” (1992-1994)

Что самое интересное, Пол Дини не был уверен в правильности включения нового персонажа в сюжет, он думал, что поклонникам Бэтмена и Джокера не понравится Харли. Но он ошибся. Харли Квинн встала на один уровень с ранее полюбившимися героями. Даже больше, её популярность достигла такого уровня, что её знают те, кто не читает комиксов.

В комиксах отношения между Джокером и Харли Квинн всегда были токсичными, это самый настоящий пример жестокого обращения мужчины к женщине, при котором она постоянно возвращается к нему – вопреки. Причём она знает, что вкладывается в отношения намного больше, чем сам Джокер, который больше сил отдаёт своему заклятому врагу – Бэтмену.

Она и самому Бэтмену говорила, что он – единственный, от кого Джокер не отдалялся несмотря ни на что. В ней из-за этого поднималась ревность.

В графическом романе Степана Шейнича “Харлин” (Stjepan Sejic – Harleen) молодая психиатр Харлин Квинзель разрабатывает революционный способ излечения опасных преступников от безумия. В Аркхэме она сталкивается с самыми опасными криминальными умами, а один из них удивительно сильно притягивает её, она понимает, что влюбилась. Но это общение всё дальше уводит её и от реальности, и от метода, и от здравомыслия.

Теперь – образ Харли в новом фильме

В драмюзикле “Безумие на двоих” сценарий, похоже, почерпнул вдохновение из комиксов The Batman Adventures. В очередном выпуске рассказывается, что Джокер возвращается из психиатрической лечебницы Аркхэм полностью излеченным – становится нормальным и беспроблемным, способным адекватно выражать свои чувства. Реакция Харли на это выглядит странно: она чуть не убивает его, она хочет заставить его вернуться к прежней жизни.

В новом фильме, вышедшем в эпоху, когда женщина берёт себе право принимать решения без одобрения мужчины и разрывать токсичные отношения, Харли Квинн обходится с Артуром Флеком так, как обычно обходились пикаперы с девчонками, и так, как Джокер обошёлся с доктором Квинзель в графическом романе “Харлин”. Воспользовалась и бросила, но токсичность в отношениях всё же осталась.

Хотя тут важно понимать, что в фильме она “влюбилась” в тот образ, который придумала и воспела для себя, но, тем не менее, от Артура она отказалась без сожаления, раз затея оказалась неудачной. Для Харли в фильме их отношения больше походили на показуху, шоу, какую-то фантазию, но воплощённую в реальность. Сама Харли смогла свои фантазии реализовать – госпитализировала себя, прикинулась жертвой жестокого обращения и фанаткой безумца, кого очень легко подстрекать на необдуманные действия.

По аналогии с сюжетом выпуска комикса The Batman Adventures, когда Харли хотела вернуть Джокеру безумие, киношная Харли хотела того же. В комиксах Харли – психиатр, и безумие Джокера привязывает его к ней, а здоровый партнёр уже не так интересен. В фильме у Харли тоже есть медицинское образование (училась на психиатра), но Джокер – это её фетиш, её выдуманный супергерой. Но, если он не хочет поддерживать эту игру, то она тоже уходит.

Харли Квинн в сюжете – это иллюстрация человека, который пытается чего-то достичь не совсем честными методами, в зависимости от ситуации она делает выбор быть безумной или прикидываться таковой.

В любом случае пара Харли и Джокер – это поучительная история, показывающая, как нельзя делать в жизни.

одна из ярких фантазий Артура Флека
одна из ярких фантазий Артура Флека

Артур Флек в “Безумии на двоих” воплощает образ королевского шута, который плохо справился со своей задачей

Артур Флек в этом фильме предстаёт очень жалким. Это прямо-таки уничтожение такого смелого образа из психологического триллера 2019 года. Тодд Филлипс, по сути, был как Пол Дини с Харли Квинн в 1992 году, то есть он мог и не предполагать, что образ получит такой отклик у публики. Да и превращение комикса в некотором роде арт-хаус тоже было свежо и необычно.

Артур Флек 2019 года стал переосмыслением культового комиксового персонажа. Тодд Филлипс сделал его главным героем, он показал через него людей с психическим заболеванием, отношение к ним со стороны и каково такому человеку живётся. Он превратил Джокера в социально неприспособленного, одинокого, робкого и нехаризматичного человека. Но в этом сценарии был определённый риск – главный герой с отрицательным поведением превращается в культовую фигуру, его образ возводится в статус жертвы среды, от чего у него появляются последователи, готовые устроить хаос, если их кумиру будет угрожать опасность. Собственно, это в финале триллера и происходит.

В сиквеле же Артур Флек теряет прежний “лоск”. У него словно отнимают так рискованно заработанный статус. И, если в триллере 2019 года, Артур Флек стал шутом, который очень сильно порадовал королевский двор (читай “аудиторию по всему миру”), то этот Артур-шут принёс дурную весть и разгневал “королей”.

Шуты же часто изображались как простые клоуны, развлекающие королевские дворы своими выходками, песнями, остротами и цирковыми трюками. Этим они доставляли удовольствие членам королевской семьи. Иногда придворные шуты встраивали в своё выступление новости любого плана – и печальные, и радостные – то есть служили источником информации для короля. У них не было установленного жалованья – размер зарплаты зависел от степени удовлетворённости короля после того, как шут выступил. Если король был доволен и чувствовал себя счастливым, то шут имел хорошую оплату. Шуты постоянно рисковали – король мог обидеться на шутку, а, услышав дурную весть, вылить гнев опять же на шута. При этом от них неизменно ожидали развлечений, как правило, насмешек над другой стороной и рискованных атак.

В “Джокере: Безумие на двоих” слишком многие остались недовольны и не удовлетворены выступлением шута. И сборы даже об этом говорят. В премьерный уик-энд сумма оказалась значительно ниже, чем у “Джокера” 2019года, который в своё время установил рекорд октября, собрав 96,2 миллиона долларов в первый уик-энд. По мнению аналитиков, драмюзикл “Безумие на двоих” должен заработать не менее 450 миллионов долларов, чтобы хотя бы отработать производственный бюджет.

Падение антигероя Флека

В первом фильме образу Артура придали какой-то символизм, в нём некая сила присутствовала. В этом фильме почему-то у Артура отобрали последние признаки достоинства, хотя бы какой-то живости.

Как вообще может существовать такой апатичный и неопределившийся герой? Он ни в чём до конца не уверенный – целиком ли он Артур Флек, а Джокер – это лишь частичная его сущность; то ли эти две личности имеют равные части внутри одного человека; то ли его настоящее “я” – это всё же Джокер и есть. Как Артур может что-то решить, если он сам себя не ощущает? Причём это откат назад. Ведь в финале первого фильма он как-никак пришёл к определённому результату – совершил чудовищный поступок. Но это стало ответом на отношение к нему ужасного мира, Артур якобы переродился в Джокера. В новом же сценарии от него не осталось и следа.

Адвокат Флека мисс Стюарт, ведя себя больше как мамочка, чем представитель правосудия, пыталась убедить его, что он болен; Харлин “Ли” Квинзель называла его совершенством, и считала, что его Джокер – супергерой. Когда он совершил убийство Мюррея Франклина в прямом эфире, она почувствовала себя лучше, что она не одна. Харви Дент поставил целью доказать суду, что Артур Флек – настоящий преступник, заслуживающий смертной казни, а его образ Джокера – это попытка ввести в заблуждение, якобы он болен, а ему нужно это, чтобы избежать наказания.

В зале суда звучит история, что мать Артура Пэнни, пытаясь объяснить странный смех своего сына, придумала байку про ниспосланный с неба дар смешить всех вокруг, она даже дала ему прозвище “Радость” (Happy). Артур поверил в это и решил связать себя с юмором (насколько он понял это слово). От уличного клоуна он хотел перейти к настоящему стенд-ап комику.

Что же сам Артур Флек? Кто он для себя? Ответов на эти вопросы в продолжении нет. Получается, и смысл первой части исчезает.

Хобби
3,2 млн интересуются