Найти тему
Живой Космос

Зайкина избушка пилотируемой космонавтики Европы

Привет. Сегодня мы вновь поговорим об упущенных возможностях и будущем, которого никогда не было…

Так исторически сложилось, что Европейское космическое агентство (ЕКА) никогда не имело собственного пилотируемого космического корабля. Проекты на этот счёт конечно существовали, и ближе всего к воплощению в реальность был небольшой КК «Hermes», разработку которого возглавляли французские специалисты.

Однако в начале 90-х эта программа была отменена, и её место заняли другие, которые тоже, в итоге, закончились ничем.

Одним из наиболее многообещающих предложений, которое должно было стать реальностью, был так называемый «Евро-Союз», совместный проект Роскосмоса и ЕКА начала века, который сразу родился вроде бы перспективным, но так и не был реализован по экономическим, и главное – политическим причинам.

     Концепция пилотируемого космического корабля CSTS с орбитальным и служебным модулями, заимствованными из ATV, и капсулой, заимствованной из корабля «Союз». Из открытых источников.
Концепция пилотируемого космического корабля CSTS с орбитальным и служебным модулями, заимствованными из ATV, и капсулой, заимствованной из корабля «Союз». Из открытых источников.

Дело было так: в 2006 Европа искренне и до ломоты в костях захотела иметь собственный пилотируемый космический корабль. Авария «Колумбии» в 2003 году сделала российский «Союз» единственным транспортным средством для доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС), что продемонстрировало зависимость Европы и США от России в этом направлении. А это было обидно. Даже несмотря на то, что боли были фантомными. Ни СССР, ни Россия никогда и ничего не слышали о пилотируемой космонавтике Европы, как о чём-то, стоящем хоть какого-то внимания.

В те же время сотрудничество между ЕКА и Россией переживало «медовый месяц», и рассматривались всевозможные совместные программы, включая даже запуск российского КК «Союз» из Французской Гвианы.

В то время предприятие Роскосмоса РКК «Энергия», производитель пилотируемого космического корабля «Союз», приступило к разработке улучшенного КК «Союз» под названием «Союз-К», который должен был способен выполнять полёты вокруг Луны в туристических целях, и в качестве асимметричного ответа на программу НАСА «Созвездие».

Этот проект привлёк внимание ЕКА, которое, помимо желания иметь пилотируемый корабль для своих астронавтов, опасалось остаться в стороне от новой лунной гонки, поскольку программа «Созвездие» не предусматривала участия в ней европейцев. В общем, возьмите хоть куда-нибудь!

     Союз-К (РКК Энергия).
Союз-К (РКК Энергия).

В это же время ЕКА довольно уныло разрабатывало программу ACTS (Advanced Crew Transportation System), но опыта у европейцев в этом деле было маловато, да и технологии не отработаны, поэтому было решено изучить возможность объединения проектов «Союз-К» и ACTS.

Вместо того, чтобы гнать в шею грязными тряпками представителей ЕКА, мудрое руководство Роскосмоса, почуяв добычу, с радостью согласилось на подобное сотрудничество.

Предполагалось, что новый космический корабль должен будет использовать европейскую электронику и орбитальный модуль, разработанный опять же ЕКА.

В случае присоединения к работам Японского космического агентства (JAXA) предусматривалось использование также и японских электронных систем.

Перспективный КК предполагалось запускать с Байконура или из Французской Гвианы с помощью модифицированных ракет-носителей «Союз» — «Союз-2-3», что позволило бы увеличить массу корабля по сравнению со стандартным «Союзом».

Однако гладко было только на бумаге. Огромная зависимость проекта от России вызывала зуд в самых нескромных местах у многих европейских стран – участников проекта. Из-за врождённой «любви» к нашей стране. Поэтому европейцы решили сделать так, чтобы при необходимости любые элементы ACTS могли почти полностью производиться в государствах-членах ЕКА.

Дальше всё по классике. Про зайкину избушку и лису, которая его оттуда в итоге выгнала.

     Проект CSTS с европейским орбитальным и двигательным модулем и увеличенной капсулой российского космического корабля «Союз» (Википедия).
Проект CSTS с европейским орбитальным и двигательным модулем и увеличенной капсулой российского космического корабля «Союз» (Википедия).

Перетягивание каната между Россией и ЕКА по поводу того, кто что будет строить, достигло решающей точки в 2007 году. И, наконец, победило бабло Европейское космическое агентство.

В конце концов, новый корабль, известный теперь как CSTS (Crew Space Transportation System), уже не был простым усовершенствованием «Союза» с некоторыми европейскими деталями, а, наоборот, стал «кашей из топора». Постепенно все российские элементы «отсеялись» (в изначально российском проекте!) и остались лишь компоненты, произведённые в демократической и свободной Европе, которые и легче были, что ли.

Как и КК «Союз», корабль свободных европейцев должен был состоять из трёх модулей: орбитального, спускаемого аппарата и двигательного модуля. Европа должна была поставить орбитальный, а также двигательный модуль, в то время как наиболее важный элемент корабля, спускаемый аппарат, должен был иметь ту же форму, что и у «Союза», но быть больше, чтобы вмещать до шести космонавтов.

В двигательном модуле предполагалось использовать технологии европейского грузового корабля ATV (Autonomous Transfer Vehicle), который в то время только собирался выполнить свою первую миссию на МКС.

В январе 2008 года конструкция была вновь пересмотрена, и было решено заменить спускаемый аппарат типа «Союз» на аналогичный командному модулю КК «Аполлон».

Всё. С этого места зайчик свободен, лиса в избушке, но что дальше делать – про то она не в курсе. Зайчик хлопнул дверью и почти ушёл.

Предполагалось, что новую спускаемую капсулу можно будет использовать до десяти раз, и она смогла бы перевозить четырёх космонавтов при полётах на Луну, и шести при полётах на низкую околоземную орбиту.

Несмотря ни на что, Россия всё ещё продолжала играть важную роль в проекте, хотя её влияние значительно снизилось. На тот момент проект КК представлял собой аппарат массой от 15 до 18 тонн, что более чем в два раза превышало массу «Союза».

И тут вдруг оказалось, что при такой массе КК не может быть запущен ракетой «Союз»! Вот те на (подумали французы и прочие примкнувшие к ним немцы). И что же теперь делать?

Не беда! Чего у нас, ракет что ли нет? Будем пускать из Французской Гвианы с помощью «Ariane-5»! Главное – чтобы без этих противных русских, погрязших в тоталитаризме своих кровавых режимов.

Но неожиданно выяснилось, что для того, чтобы запускать CSTS с людьми, ракету «Ariane-5» нужно сначала сертифицировать под это дело, а также обеспечить её системой аварийного спасения. А это потребуют много времени и денег.

В конечном итоге проект CSTS не пережил министерский саммит ЕКА в ноябре 2008 года. Хотя программа не была отменена полностью, было одобрено лишь технико-экономическое обоснование, которое через некоторое время было полностью предано забвению.

Забавно получилось. Зависимость от России была сведена к минимуму, но, в свою очередь, стоимость и сложность проекта резко возросли, что значительно снизило интерес к программе стран-членов ЕКА.

Любят эти ребята пилить сук, на котором сидят. Ну да, у них удовольствие от боли – это теперь в законе.

Всем добра.

Наука
7 млн интересуются