«Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударят», – так писал в Париже мирискусник Константин Сомов об одной из удивительных русских художниц – Зинаиде Серебряковой.
Факты и легенды об этой «принцессе русского модерна» в арт-лекции из серии «Путешествия за вдохновением».
✅ «Все дети у них рождаются с карандашом в руке» – болезненный, скромный и нелюдимый ребёнок из рода Лансере-Бенуа, она просто не имела иного пути. Прапрадед был итальянским композитором, прадед и дед — архитекторами, дяди — художники, архитекторы и теоретики искусства, отец — скульптор-анималист, мать – одаренный художник-график.
✅ Уже в подростковом возрасте определяется с основной темой творчества – природа и крестьяне как ее часть. Встает ни свет ни заря и идет в поля: помогает собирать урожай и пишет.
✅ 300 целковых удержали от перехода в лютеранство. Именно столько пришлось заплатить ее кузену Борису Серебрякову за венчание с Зинаидой. Это была первая и единственная любовь.
✅ Играючи написанный автопортрет «За туалетом» (1909) на выставке Союза русских художников зимой 1910 года не затерялся среди работ Серова, Кустодиева, Врубеля. И сразу был приобретен Третьяковкой.
✅ Возрождает в XX веке традицию изображения обнажённого женского тела в «самостоятельном эстетическом значении». Сильные достойные, немного отрешенные крестьянки, подобные греческим богиням, – идеал гармонии, чистоты и женственности («Баня», 1913).
✅ «Подзаработать» в Париже оборачивается 43 годами эмиграции. Рядом – только двое из четырех детей.
✅ «Каждая её работа вызывала восторженный гул» (С. Маковский), это одна «из самых замечательных русских художниц эпохи» (из французских газет) – и практически нищенское существование.
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь».
✅ На портреты тратила от 30 минут до 2,5-3 часов. Научиться быстро работать «заставили» поездки в Марокко.
✅ И при этом очень стеснялась работать на улицах городов: парижские пейзажи это преимущественно парк Тюильри, Люксембургский сад. Петербургских пейзажей почти нет.
✅ Десятилетиями забытая, уехавшая от голода и бесперспективности из Советской России и не принятая во Франции, в 1965 году (за два года до смерти) переживает оглушительный успех.
3 выставки в СССР, музеи скупали ее картины, а альбомы с ее работами выпускались миллионными тиражами.
И «вишенка»: во время этого взлета популярности молодые художницы подражают ей не только в манере письма, но даже в манере одеваться и укладывать волосы.
Всех интересующихся искусством приглашаем на первую арт-лекцию из серии «Путешествия за вдохновением»: о секретах творчества, загадках картин, жизненных взлетах и трагедиях художников.
С рассказа о Зинаиде Серебряковой одной из удивительных русских художниц, мы и начнем наши осенние встречи.
Встречи проводит художник Екатерина Арно (Шунина) – кандидат пед. наук, организатор Международной АРТели художников, член Тушинского товарищества художников, действительный член ПАНИ.
Первая встреча состоится
23 октября в 17.00
в ЦМД «Гагаринский» (Москва, Ленинский проспект, дом 44).
При первом посещении нужен паспорт.
#артинтересности
Интересные факты о художниках и картинах
Алексей Боголюбов: «Гармония красок навсегда запала в мою душу».