Хотя изучение эпохи, в какую жил Иеремия, и его писательского стиля имеет огромную ценность, исследование личности пророка еще более увлекательно и полезно. Его эмоциональность, его преданность в страдании, его слабости и признания позволяют составить себе представление о личности, как никогда больше в Ветхом Завете. В книге Иеремии представлено больше биографических данных, чем в какой бы то ни было другой книге Ветхого Завета. Каждый изучающий Писание должен стать рядом с этими божественными откровениями и измерить себя в тени духовности этого человека.
“С каждой страницы книги с нами говорит и к нам взывает поразительная трагическая личность Иеремии. Идеи и литературный стиль меркнут рядом с внушительной и яркой личностью Иеремии. Мужество, вера, несокрушимая честность этого ненавидимого и гонимого человека, который желал мира и покоя, — источник силы для всех, кто возвышает свой голос против порочности и зла... Его доблестные битвы будоражат нас; его одиночество не оставляет нас равнодушными; честность его совести вдохновляет нас; из его глубокой веры мы черпаем новую веру. Воистину, перед нами человек Божий” (Сидни Б. Хониг).
Чтение книги Иеремии — это не урок “на скорую руку”. Сорок две главы книги Иова — это Божье послание, переданное через личность Иова и перенесенные им страдания. Вся книга Экклесиаста — это Божье откровение о том, как человек преуспевает или терпит поражение в суете жизни, представленное сквозь призму опыта Соломона. Точно так же пятьдесят две главы книги Иеремии — это Божий комментарий для любого учителя, проповедника, миссионера и просто члена Божьей семьи относительно того, как сохранить духовную стойкость среди человеческой слабости. Эта книга может также служить руководством по развитию смелости и твердости характера. В ней мы видим, как желание бежать может быть преодолено решимостью выстоять. В этот вдохновенный пророческий труд вплелись сильные личные чувства — обилие слез и безмерная радость. Мало где страдания и достижения, беды и надежды описаны более реалистично, чем у Иеремии.
Теперь давайте рассмотрим, каким образом жизнь Иеремии схожа с жизнью Иисуса. Следующее исследование поможет понять ответ апостолов на вопрос Иисуса: “За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” Апостолы сказали: “Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков” (Мф. 16:13, 14). В том, что люди столетия спустя после смерти Иеремии связывали его с Иисусом, нет ничего удивительного. Александр Уайт писал: “Исключительным и главным отличием Иеремии от всех остальных иудейских пророков была необычайная чувствительность его души. На самом деле ни один из этих пророков не похож так сильно, как он, на Иисуса Христа”.
Отметим следующие сходства между Иеремией и Иисусом:
1. Оба с юности осознавали, что на свое служение были поставлены Богом (Иер. 1:57; Лк. 2:42-49). Несмотря на то, что Иеремия, возможно, поначалу и не хотел этого, тогда как Иисус Своим ранним служением потряс даже религиозных вождей, оба начали возглашать о нуждах своего времени, будучи молодыми.
2. Оба столкнулись с противодействием со стороны членов своей семьи, которые не верили им и не поддерживали их (Иер. 12:6; Ин. 7:1-5).
3. Оба в своих испытаниях не имели ни поддержки, ни радости дружеского общения (Иер. 16:1, 2; Деян. 8:33).
4. Оба жили приблизительно в одинаковых политических условиях. В дни Иеремии Иудея была в зависимости от Ассирии, Египта или Вавилона; во времена Христа Палестина находилась под властью Рима (4 Цар. 23:26-37; 24:1; 25:1-10; Лк. 2:1-7; 3:1; Ин. 19:1-15).
5. Оба выступали против порочных вождей и чиновников (Иер. 5:13, 30, 31; 6:13-15; 23:14, 13-22; Мф. 6:1-18; 15:1-9; 23:1-33).
6. Обоих тяготило то, как другие относились к храму и какие надежды возлагали на него, так как оба знали, что близилось разрушение храма и рассеяние народа (Иер. 7:4; 52:1214; 2 Пар. 36:19; Мф. 24:1, 2, 15-22; Лк. 21:22-24).
Иисус процитировал слова Иеремии (Иер. 7:11), когда изгнал менял из Храма (Мф. 21:13). Отношение к Храму Иеремии и лицемерие официальной религии имеют удивительное сходство с тем, о чем учил Иисус. Это еще один пример духовного родства между ним и Мессией.
7. Оба оплакивали Иерусалим и народ Божий (Иер. 4:19-22; 9:1; Лк. 19:41; Мф. 23:37-39). Дж. Сидлоу Бакстер так комментирует слова Христа: “«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Таков был слезный плач Мужа скорбей по нераскаявшемуся городу, который вскоре распнет своего Царя-Мессию: но за шестьсот лет до того эти слова предвосхитил и первым в более расширенном виде произнес храбрый, но убитый горем пророк Иеремия в своей пятиглавной поэме «Плач Иеремии»”.
8. Обоим была свойственна исключительная молитвенная жизнь. Джеймс Смит сказал об Иеремии: “Он неустанно заступался за свой народ перед Господом вопреки многократным указаниям на безнадежность его усилий (гл. 14; 18:20). Этот пророк записал для потомков свои молитвы, в которых он жаловался (4:10), пытался осмысливать (5:3), восхвалял (10:6 и дал.) и пояснял (32:16-23)”. Часто мы видим Иеремию одного, когда он говорит с Богом о себе и слушает Божий ответ. Один ученый, Джулиус Уэллхаузен, назвал Иеремию “отцом истинной молитвы”. У Иисуса также были подобные драгоценные моменты наедине с Богом, и, бывало, Он проводил в молитве всю ночь (Лк. 6:12). Он постоянно искал воли Божьей, утверждая, что ничего не может творить от Себя, а только как велит Ему Отец (Ин. 4:34; 5:19, 30). Услышав, как молится Иисус, апостолы попросили: “Господи! Научи нас молиться” (см. Лк. 11:1-13). Оба стремились к общению с Отцом, чтобы преуспеть в своем деле.
9. У обоих была весть о заключении нового завета (Иер. 31:31-34; Евр. 8:6-13; см. Мф. 24:35; Ин. 12:48; 14:26; 16:12, 13; Евр. 13:20, 21).
10. Оба признавали слабость плоти (Иер. 1:6; 18:19-23; 20:7-10; Мф. 26:37-44, особенно ст. 41), но искали помощи у Бога.
11. Оба были названы “агнцем, ведомым на заклание” (Ис. 53:7; см. Иер. 11:19; Деян. 8:32; 1 Пет. 1:19; Отк. 5:12).
12. Оба, как казалось, потерпели неудачу под конец своей жизни, хотя их влияние пережило века. Кто полагается на Бога, тот со временем окажется среди победителей (Иер. 15:17, 18; 39:11-14; 43:1-6; Мф. 12:18-20; 1 Кор. 15:50-58).
Насколько эти две жизни благословили человечество? Сколько людей ощутили притягательное влияние поступков и слов этих двух Божьих посланцев? На эти вопросы нет точных ответов, так как и по сей день мы продолжаем ощущать на себе громадное влияние каждого их них, устанавливающее эталон для еще не рожденных поколений.
Если Иисус Христос был Сыном Божьим и Сам был божествен, то Иеремия был обыкновенным человеком. Для каждого, кто трудится для Бога, его решимость как слуги Божьего должна вдохновлять нас никогда не отступать. А лучшее понимание того, где и как он служил, должно укрепить эту решимость.
👉🏻 Уникальные экскурсии и туры по всему миру (Реклама. ООО «ЮТРЕВЕЛМИ». ИНН 5405021086)