Канадская провинция Манитоба, как и вся Канада, знает немало преступников, но один из них выделяется своей нетипичной историей. Этот человек не был маньяком или жестоким преступником. Его специализация – кражи, причем он использовал в своих преступных планах небольшой самолет и амбиции.
Кеннет Лейшман, появившийся на свет 20 июня 1931 года в небольшом фермерском городке Холланд, провинция Манитоба, Канада, с детства столкнулся с трудностями. После развода родителей его мать, оставшаяся одна с детьми, пошла работать домработницей, чтобы обеспечить семью. Она нашла работу, где ей позволяли жить в доме работодателей вместе с детьми. Несмотря на её усилия, отношения Кена с работодателем матери были натянутыми, что поставило её перед сложным выбором – остаться на работе или отправить сына жить отдельно. В итоге Кен попал в приемные семьи, где сталкивался с жестокостью и трудными условиями.
В 16 лет Кен бросил школу, решив начать самостоятельную жизнь. Он отправился в Виннипег, чтобы восстановить отношения с отцом, и начал работать вместе с ним в компании по ремонту лифтов. Здесь он приобрел полезные навыки и встретил свою будущую жену Элву Шилдс. В возрасте 17 лет Кен женился и начал строить планы по обустройству совместного дома.
Однако его замыслы оказались незаконными. Кен придумал, как украсть вещи из зданий, в которых работал. Он притворялся сотрудником компаний, помещения которых собирался обокрасть и вывозил необходимое имущество с помощью транспортной компании. Но вскоре его поймали, и часть медового месяца он провел за решеткой.
========
Представляем наш новый канал:
========
Освободившись, Кен с семьей вернулся в сельскую местность Манитобы и в 1951 году устроился механиком на выезде. Он часто разъезжал по фермам, ремонтируя оборудование. В 1952 году, продвигаясь по карьерной лестнице, Кен исполнил свою мечту — купил самолет Aeronca. Этот самолет стал не только символом его успеха, но и инструментом для расширения бизнеса. Кен использовал его для вылетов на удаленные фермы, а также организовывал короткие экскурсионные полеты.
После того, как компания Machine Industries прекратила свою деятельность, Кен нашел новую работу в Queen Anne Cookware, где трудился до 1957 года. Когда фирма обанкротилась, Кен вновь оказался перед вызовом — как обеспечивать свою семью, которая продолжала расти.
17 декабря 1957 года Кен поднялся в воздух на своём самолёте и отправился из Виннипега в Торонто. Приземлившись, он направился в отделение TD банка на пересечении улиц Йонг и Альберт. Его безупречный внешний вид, дорогой костюм и добродушная улыбка создавали образ успешного и респектабельного человека.
Встретившись с менеджером, Кен заявил, что хочет обсудить возможность получения кредита на развитие бизнеса. Но как только они остались наедине в кабинете, он достал пистолет, продолжая при этом сохранять дружелюбие и улыбку. Кен вежливо попросил менеджера выписать чек на сумму в 10 тысяч долларов. В процессе он продолжал вести непринужденную беседу, интересуясь семейными делами и друзьями собеседника, что смягчало ситуацию.
Получив чек и информацию, Кен настоял на том, чтобы менеджер помог ему обналичить деньги. Подойдя к кассе, он убедил кассира, что они с менеджером — старые друзья, что позволило легко получить деньги. Всё это время Кен скрытно держал менеджера на прицеле.
После того, как деньги оказались у него, Кен даже предложил менеджеру встретиться как-нибудь за стаканчиком. Он довел его до своей машины, после чего отпустил целым и невредимым. Целью Кена никогда не было насилие — ему просто нужны были деньги для содержания семьи.
Вдохновленный успехом, 16 марта 1958 года Кен решил снова повторить ограбление, опираясь на удачный опыт декабря. На этот раз его целью стало отделение банка CIBC на пересечении улиц Йонг и Блур в Торонто. Схема была та же: Кен запросил встречу с менеджером под предлогом бизнес-кредита. Однако в этот раз удача отвернулась от него — менеджер оказал сопротивление.
Когда стало ясно, что план проваливается, Кен попытался сбежать, но кассир банка сбил его с ног на выходе. Его задержали всего через квартал от банка.
На суде Кен признал свою вину и был приговорён к 12 годам тюрьмы в исправительном учреждении Стоуни-Маунтин. Начальник тюрьмы охарактеризовал его как «образцового заключённого».
21 декабря 1961 года Кен был освобождён досрочно. Выйдя на свободу, он снова оказался перед трудностью: нужно было обеспечить жену и семерых детей. Одним из условий досрочного освобождения было ограничение на выезд за пределы Манитобы. Кен пытался приспособиться к новой жизни, торгуя товарами по домам, но этого едва хватало на пропитание семьи.
Во время заключения Кен обдумал запасной план на случай, если честный труд не принесёт успеха. Он знал все детали работы Виннипегского международного аэропорта, включая графики доставки грузов. После освобождения он часто наблюдал за движением грузов в аэропорту.
Кен узнал, что самолёт TransAir из Ред-Лейка регулярно доставляет в Виннипег золотые слитки, которые затем перегружают на рейс Air Canada для отправки в Оттаву в монетный двор. Операция обещала быть рискованной и смелой, требовала точного планирования. Чтобы всё получилось, Кену понадобилась команда.
Он собрал четверых надёжных людей для участия в ограблении.
Первым участником команды стал Гарри Бэклин — друг и адвокат из Виннипега, который согласился финансировать операцию. Затем Кен привлек к делу Джона Берри и Ричарда Гренкова, их задача заключалась в непосредственном выполнении кражи золота. Кен был слишком заметен в аэропорту и среди полицейских, поэтому участвовать напрямую ему было рискованно. В состав группы также вошел Пол, брат Ричарда, которому предстояло отправиться в Ред-Лейк и, выдав себя за торговца, следить за готовностью груза к отправке.
Кен основательно подготовился к ограблению. Для Джона и Ричарда он заранее приобрел зимние комбинезоны и, используя трафарет, нанес на них логотип Air Canada. Он также раздобыл накладные этой авиакомпании, улучив момент, когда стойка регистрации в аэропорту временно осталась без персонала.
День «ИКС» настал 1 марта 1966 года.
Пол, находившийся в Ред-Лейке, позвонил команде и сообщил, что груз с золотом уже отправлен в Виннипег. Ричард и Джон надели поддельные комбинезоны и угнали грузовик Air Canada, после чего направились на взлетную полосу, чтобы встретить самолет TransAir. Мужчины объявили, что в процедуру внесены изменения и что золото теперь будет отправлено чартерным рейсом, вылетающим незамедлительно. Их никто не заподозрил — они выглядели как сотрудники авиакомпании, у них был официальный грузовик и документы.
Золото было благополучно перенесено с самолета TransAir в угнанный грузовик. Спокойно покинув аэропорт, они встретились с Кеном, после чего перегрузили золото в его автомобиль. Затем Кен отвез драгоценный груз к дому Гарри Бэклина и спрятал его в морозильник, пока семья адвоката была в отпуске. В результате операции было украдено золото на сумму 385 000 долларов. План был прост: оставить золото на ночь, а утром перевезти его на ферму в Трехерне, которая принадлежала дяде Кена. Однако неожиданно разразившаяся снежная буря не позволила забрать золото вовремя.
Гарри, стараясь держаться подальше от кражи, настаивал на том, чтобы груз был как можно скорее перемещён. В итоге большая часть золота была закопана на заднем дворе его дома.
Разумеется, ограбление не прошло незамеченным, и полиция вскоре начала расследование. Они обнаружили угнанный грузовик Air Canada и взяли с него отпечатки пальцев. Подозрения тут же пали на Кена Лейшмана — слишком много улик указывало на его стиль: отсутствие насилия, слаженные действия и обман. Полиция сосредоточила свои усилия на проверке связей Кена, что привело их к золоту, спрятанному во дворе Гарри. 20 марта 1966 года Кен Лейшман был задержан и обвинён в организации заговора и совершении ограбления.
Находясь под стражей, в сентябре 1966 года Кен организовал побег из тюрьмы Хедингли при помощи сообщников. Ему удалось добраться до Стайнбаха в Манитобе, где он угнал самолет и улетел. Пресса тут же окрестила его Летающим Бандитом и Джентльменом-Бандитом благодаря его спокойному и обаятельному поведению во время преступлений. Кен вместе с тремя другими заключёнными, сбежавшими с ним, добрался до городка Гэри в штате Индиана, США. Но в местном баре их узнал бармен, после чего полиция быстро окружила беглецов. После недолгой осады Кен был вновь арестован и возвращён в Манитобу. Когда его выводили из самолета, толпа радостно приветствовала его, а он, широко улыбаясь, смотрел на людей и камеры.
Ожидая очередного судебного процесса, Кен вновь решился на дерзкий побег. Ему удалось каким-то образом вскрыть прочные металлические двери, нейтрализовать трёх охранников и перелезть через тюремное ограждение. Однако свобода оказалась недолгой — через несколько часов его снова арестовали. На этот раз удача изменила ему, и Кен признал свою вину, после чего отбывал назначенный срок.
В 1974 году Кен вышел на свободу. В 1977 году он переехал в город Ред-Лейк, Онтарио, где возглавил авиакомпанию Tomahawk Airlines, выполнявшую чартерные рейсы и работавшую в качестве санитарной авиации. Кен быстро стал активным членом местного сообщества, которое вскоре приняло его с радушием. Более того, его выбрали председателем Торговой палаты.
В 1979 году Кен взялся за важную эвакуационную миссию для медицинских служб. Однако его самолёт пропал во время полёта над северными лесами Онтарио. Обломки нашли спустя год. Тела пациента и медика были обнаружены, но останки самого Кена не удалось найти.
Официальные отчёты и следствие предположили, что его тело могли унести дикие звери, такие как волки.
16 декабря 1980 года Летающий Бандит, Кеннет Лейшман, был официально объявлен мёртвым.
Но так ли это на самом деле?