8 октября православные верующие отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского. Его называют одним из самых чтимых преподобных иноков со времен Древней Руси и до нынешних дней.
Сокровищница Троице-Сергеевой Лавры - СЕРАПИОНОВА ПАЛАТА. Узнать какие православные святыни находятся в палате можно тут, https://t.me/molitvaikona/3634 .
Сергий родился около 1314 года в боярской семье. Когда ему было двадцать лет, он и его брат стали жить отшельниками в лесу недалеко от Москвы.
Паломники приезжали со всей России, чтобы поклоняться и получать духовные наставления, советы и поддержку. Россия в то время находилась под татаро–монгольским игом. Сергий помог сплотить народ вокруг князя Димитрия Донского, который победил татар в 1380 году и основал независимую Россию.
Сергий был мягким человеком с обаятельным характером. Он обладал способностью внушать людям глубокое осознание любви к Богу и готовность отвечать любовью и послушанием. Он оставался близок своим крестьянским корням. Один из современников сказал о нем: «От него веет запахом елового леса». По сей день влияние его личности на русское православие остается значительным.
Сабина Баринг – Гулд в книге «Житие святых» писала о преподобном.
Имя Сергия так же дорого сердцу каждого русского, как имя Вильгельма Телля для швейцарца или имя Жанны д'Арк для француза. Он родился в Ростове в начале XIV века, и когда совсем молодым покинул родительский дом, вместе со своим братом Стефаном поселился в густых лесах Радонежа с медведями в качестве спутников, страдая от лютого холода зимой, часто от голода.
Слава о его добродетелях привлекала к нему учеников. Они уговорили Сергия отправиться в Переяславль - Залесский, чтобы получить священнический сан от Афанасия, епископа Волынского.
Сергий собственным трудом построил посреди леса грубую деревянную церковь во имя Источника Жизни, которая с тех пор выросла в величайший, самый известный и богатый монастырь во всей России — Троице-Сергиева Лавра, судьба которой стала неотделима от судеб России.
Князья и простой народ обращались к Сергию не только за советом, но и за священниками, обученными в его церкви, которые могли бы стать в их приходах главами, могли бы сиять свет и мудрость.
Татарское нашествие нанесло удар по православной вере: новый этап в развитии православия в России начался с основанием Троицкого монастыря и трудами Сергия. По просьбе Владимира Афанасий, ученик Сергия, основал Высоцкий монастырь в Серпухове; и другой его ученик, Савва, заложил основание монастыря Звенигород, в то время как его племянник Феодор заложил Симоновский монастырь в Москве.
В страшной борьбе с татарами вера в победу великого князя Димитрия изменила ему; как он мог сломить силу этой неистощимой орды, которая, «подобно саранче пророка Иоиля, имела перед собой сад Эдемский и оставила за собой безлюдную пустыню»?
Именно увещевания, молитвы Сергия побудили князя вступить в битву с ордой на полях Дона. Ни одна историческая картина или скульптура в России не встречается чаще, чем та, которая изображает молодого воина, получающего благословение от старого отшельника.
Двое монахов, Пересвет и Осляб, сопровождали князя на поле и сражались в кольчугах, одетых поверх монашеских облачений; и битва началась с единоборства Пересвета.
Два главных монастыря в пригородах Москвы до сих пор хранят память о том дне. Один из них — огромная крепость Донского монастыря под Воробьевыми горами. Другой — уже упомянутый Симонов монастырь, основанный на берегах Москвы, на прекрасном месте, выбранном самим святым, и его самое раннее место было освящено гробницей, которая покрывает тела его двух монахов, Пересвета и Осляба.
В 1480 году, когда Иван III колебался, как перед ним колебался Димитрий, именно по увещеваниям архиепископа Бассиана, бывшего настоятеля Троицкого монастыря, Иван также был вынужден, почти против своей воли, отправиться на поле боя.
«Ты боишься смерти?» — так обратился к нему престарелый митрополит. «Ты тоже должен умереть, как и другие; смерть — удел всех, людей, зверей и птиц; никто не избежит ее. Отдайте этих воинов в мои руки, и, как бы я ни был стар, я не пощажу себя и не отвернусь от татар».
Митрополит, как нам говорят, добавил свои увещевания к увещеваниям Бассиана. Иван вернулся в лагерь. Хан Золотой Орды бежал без боя, и Россия была освобождена от татарского ига навсегда.
Вернемся ко времени Сергия.
Митрополит Алексий, будучи восьмидесяти четырех лет, почувствовал, что его конец приближается, и он пожелал дать Сергию свое благословение и назначить его своим преемником.
Но смиренный монах, в великой тревоге, заявил, что не может принять и носить священный золотой крест, который митрополит послал ему с его собственной груди. «С юности моей, — сказал он, — я никогда не имел и не носил золота, и как теперь я могу украсить себя в старости?»
Слова Сергия Радонежского о святой воде можно прочитать здесь, https://t.me/molitvaikona/7050 .
Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский прозрел свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика Никона. Он также попросил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище.
Умер преподобный Сергий 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года. С разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны.
Преподобный Сергий Радонежский чудотворец, моли Бога о нас!
Подписывайтесь на народный православный календарь в телеграме: https://t.me/prav_prazdnik