Заступая на очередное дежурство, уже и не думал о проблеме «восьмёрок» в табеле, надеясь, что в моё отсутствие дело решилось. И сменщик ничего мне не сказал, что меня подбодрило. Однако за пару часов до обеденного перерыва в дежурку заявились главбух и управляющий делами администрации района. Миролюбиво со мной поздоровались, из чего я заключил, что глава района меня не сдал. Вытащил по их просьбе из ящика стола папку с инструкциями по нашей службе, и освободил рабочее место для управляющего делами. Дамы вдвоём стали изучать документ, вылавливая из него упоминания о распорядке дня инспектора ЕДДС. А то они не знали, что мы сутками дежурим. Я уселся на диван за их спинами и стал невольным свидетелем их служебного общения. Быстро стало понятно, что в Трудовом кодексе эти начальники не ориентируются, непонятно было зачем они тогда пришли разбираться. Но то, что табель вёлся неправильно и, естественно, оплата труда была с нарушением, начальники признали. А дальше стали выяснять кто из них виноват в этом нарушении трудового законодательства.
- При чём здесь бухгалтерия, - возмутилась главбухша, - для нас основанием расчёта зарплаты является табель учёта рабочего времени. А табель нам приносят готовым. Виноват тот, кто его заполняет.
- Вы же должны проверять правильность заполнения. Вы что не знаете, что инспекторы сутками дежурят? - давила старшая начальница.
- Ну что вы такое говорите? Тот, кто заполняет, не знает как работают инспекторы, а мои бухгалтеры должны знать. Не надо валить с дурной головы на больную.
- Конечно, только бухгалтерия умеет работать, а остальные в администрации дурочку валяют…
Оставаться в дежурке стало опасно для жизни, я вышел в коридор и прикрыл за собой дверь.
Спорить было не о чём: инструкция подписана управляющим делами, утверждена старым главой района. Странно, что главбухша не обратила на это внимание. Старый глава уже не работает, а управляющий делами сидит рядом с ней на стуле инспектора. Есть на документе ещё одна фамилия специалиста, того самого, который готовил эту инструкцию — начальника отдела ГОиЧС, Васильевича. Кто-то из этих трёх лиц должен был знать, что с переводом работников на круглосуточное дежурство должны измениться учёт рабочего времени и оплата труда, что в Распорядок дня работников организации надо внести изменения. И проинструктировать ответственного за ведение табеля учёта рабочего времени. Глава подмахнул, надеясь на управляющего делами, управляющий подписал, надеясь на начальника отдела, а Васильевич тупо содрал инструкцию у доброго коллеги из другого района, только название района изменил и фамилии. Ему невдомёк, что эта инструкция требует ещё цепочку изменений в работе учреждения. А между тем, в администрации района имеется и специалист по кадрам, и юрист. Уверен, что Васильевич поленился с этими специалистами проконсультироваться, они могли бы ему лишнюю работу подкинуть, а он-то и от основной устаёт ничего не делать. Восхищаюсь этим кадром, его поганой метлой надо гнать с должности, прости, Господи, а он продолжает работать, как ни в чём не бывало. Зато поболтать ни о чём — приятнейший мужчина!
Короче говоря, стройная система законности и порядка в главном и образцовом учреждении района дала сбой при организации ЕДДС. И никто из правоохранительной системы или надзорных органов учреждение не поправил. Оно же образцовое!
А что же сами инспекторы? Чувствовали, что с ними поступают неправильно, потому что в оперативных службах других организаций было больше сменных дежурных, оплачивали ночные, выходные и праздничные дни. Ума хватило поинтересоваться, но дальше дело не пошло. Копаться в Трудовом кодексе, тыкнуть в него начальство никто не собирался. Бухтели между собой, Васильевичу на мозги капали, а с Васильевича, как с гуся вода. Ради чего ему хлопотать за работников, которые и подчинёнными его не являются. Да и являлись бы, у Васильевича не принято такими мелочами начальство беспокоить.
Я тоже уже пожалел, что ввязался в эту историю, слушая сквозь тонкую дверь дежурки бессмысленную женскую перепалку. По силам ли им исправить ошибку? Или коллега был прав, предупреждая, что хорошего из этого ничего не получится?
Дамы вышли из дежурки с раскрасневшимися лицами и разошлись в разные стороны, не взглянув на меня. Не-не, дела не будет, факт. Надо дежурку проветрить от излишков озона, мне в ней ещё полдня и ночь коротать.
Около полуночи зазвонил телефон системы «112». Явно старческий женский голос на малороссийском наречии просил вызвать «скорую». Я представился и приготовился записывать данные звонившего согласно процедуры. Женщина удивилась:
- А почему я попала в службу соседнего района, а не в наш, в Кашарский?
- Это бывает, - успокоил я женщину, - давайте я запишу данные и передам в ваш район. Кому нужна «скорая», диктуйте адрес.
- Да мне и нужна, - на певучем наречии сказала женщина, - что-то мне в груди тесно стало. А живу-то я одна, дети купили сотовый телефон, научили как пользоваться, номер на бумажке записали, он у меня под божницей на гвоздике…
Я давно не слышал хохлячьего говора, мне он был приятен, трогал в душе какие-то струны, поющие о благодатном времени моей школьной и курсантской юности, но человек говорил о «скорой», тут не до ностальгии.
- Давайте, всё-таки, запишем адрес, - вклинился я в уютный женский голос, лившийся из телефонной трубки.
- Да погоди ты, мне уже чуток лучше стало, успеешь записать, слушай…
Слушать я умею, отчего же не послушать хорошего человека и скоротать дежурство, хотя и так скучать не приходится. Приноровился ночами фильмы в интернете смотреть, трафик никто не контролирует. Одно плохо в разговоре по телефону «112» - другой нуждающийся не дозвонится, а я и не пойму, что мне звонят. Это меня напрягает. Занозой сидит в голове, мешая отвлечься на душеспасительный разговор с одинокой старушкой.
Мы славно поговорили. Собственно, говорила, истосковавшаяся по общению старушка, потерявшая недавно своего мужа. Уехать к детям в город жить отказалась, да они-то и не настаивали: хочется тебе в собственной хате помереть, оставайся. Вот тебе сотовый телефон с нашими номерами, звони, если что.
Я изредка вставлял в её поток слов свои односложные слова, чтобы обозначить своё присутствие в беседе и ожидал удобного момента для напоминания о необходимости освободить экстренную линию связи. Узнал про всех детей и внуков. Где живут, как живут, кто работает, кто учится, кто в детсад ходит. Когда старушка стала повторяться, решил вклиниться:
- Да-да, вы это уже говорили. Извините, я не против с вами поболтать, но тогда в службу не дозвонится очередной нуждающийся в помощи. Вам «скорая» нужна?
- Не, не нужна, мне уже хорошо стало. Мужчина, у вас такой приятный голос, так бы разговаривала и разговаривала.
- Позвоните знакомым, если вам скучно.
- Тю, это же гроши платить надо, а с вами я бесплатно побалакала. Я буду вам звонить ещё.
- Хорошо, до свидания.
Толя, нельзя на службе быть таким деликатным. Знаю, знаю, но моя мать тоже одна живёт, хоть и недалеко, но общаться с ней некогда. Сходишь проведать на выходные и — всё. Впрочем, она тоже не любит нам надоедать, приходит, когда наша помощь требуется.
Был у неё прошлую субботу, хотел сладких груш набрать, а она уже дневную падалицу соседям отдала. Говорит мне:
- За ночь нападает груш, соберу, а ты утром приходи, заберёшь.
- Ладно.
Спим в воскресенье, на работу не надо вставать, слышу сквозь сон, как под окном что-то стукнуло. Подумал, что кошки ведро свалили, и дальше дрыхну. Проснулся в шесть часов, выхожу, а под окном ведро мытых груш стоит. Сама принесла. Пошёл ей ведро возвращать.
- Ну зачем ты ведро груш в такую даль несла, я же сказал, что утром приду заберу.
- Я до солнца встала, собрала, намыла груши, жду, жду. Нет и нет. Когда оно у вас это утро начинается?.. Взяла да и понесла.
А ещё раньше пошёл проведать, подхожу ко двору, а она с кем-то разговаривает. Вошёл во двор, а там никого.
- Ты что, сама с собой разговариваешь?
- А с кем мне ещё разговаривать? Доживёшь до моих лет, узнаешь.
Вот как после такого не уделить внимание посторонней одинокой старушке? И руководящие документы требуют, чтобы инспекторы были вежливыми и внимательными. Вот аппаратура у нас пока что примитивная, с деликатностью можно и опоздать с помощью другому человеку. Областной департамент про время много говорит, мол, для спасения жизни каждая минута дорога.
Короче говоря, куда ни кинь, всюду клин. И этак нехорошо, а наоборот ещё хуже. Славная работёнка!
Мои коллеги тоже жаловались, что бывают звонки из соседнего района, когда по сотовому набирают службу, приходится терять драгоценное время, дублируя информацию дежурному ЕДДС соседнего района по проводной связи. А это уже игра в испорченный телефон: то что-то забыл передать, то коллега что-то не расслышал или не так понял. А часики тикают..
И причина переадресации сотовых звонков с территории соседнего района в нашу службу нам непонятна. Причём, такое явление связано только с западной границей нашего района. То ли вышки так стоят, то ли с эфиром периодически что-то творится, то ли у сотовых операторов какие-то программные недоработки. Реальная проблема, да не нашего уровня. О, вот и ещё один вопрос для директора департамента готов, когда он появится очередной раз в нашей дежурке. Коню понятно, что этот вопрос тоже не в его компетенции, но решать проблему ему придётся. Он отвечает за развитие системы «112» в области, он ратует за сокращение времени реагирования оперативных служб области, пусть занимается.
А шмон в дежурке любой дурак может устроить.