Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Редкий усилитель конца 60-х годов Teac AS-200 в коллекционном состоянии

Когда привозят столь древний аппарат в таком хорошем состоянии, то это вызывает некоторый трепет - прикасаешься прямо к истории в ее первоначальном виде:) Усилитель старше меня, я уже дед, а он как новый:)))

Teac AS-200 - полный усилитель, достаточно продвинутый для своего времени: имеет двухтактный выходной каскад с двухполярным питанием и обладает высокой выходной мощностью, в соответствии с возрастом. Дизайн тоже на высоте, с моей точки зрения. Блок питания вполне соответствует заявленной выходной мощности, но подключать к аппарату акустику 4 Ом я бы не стал: в оконечнике одна пара выходных транзисторов на небольших радиаторах охлаждения - тепловой защиты нет, можно получить тепловой пробой транзисторов оконечного каскада, если долго слушать очень громко. Правда, возможность подключения АС 4 Ом все-таки есть, но об этом чуть ниже.

Технические параметры, заявленные производителем:

-2

Усилитель имеет штатный переключатель на разные напряжения сетевого питания, но расположен он внутри (справа от трансформатора).

Teac AS-200, вид изнутри со стороны верхней крышки
Teac AS-200, вид изнутри со стороны верхней крышки

Монтаж местами навесной, но это встречается часто в аудиотехнике 60-х, 70-х годов.

Teac AS-200, вид изнутри со стороны нижней крышки
Teac AS-200, вид изнутри со стороны нижней крышки

Предварительный усилитель и встроенный ММ корректор для винила имеют стабилизированное однополярное питание, двухполярное (нестабилизированное) только у плат усилителя мощности. Оконечный каскад работает в классе АВ с током покоя около 80 мА, в фильтре общего на два канала БП УМ два электролита по 4700 мкФ, в питании предварительных каскадов основной электролит перед стабилизатором 1000 мкФ и несколько емкостей меньшего номинала после него. Все электролиты, а их более 40 штук, пришлось заменить: параметры серьезно уплыли, что показали выборочные замеры. Все выпаянные конденсаторы имели завышенную или заниженную емкость и сильно увеличенный ESR. Рост емкости при старении электролита, с большой долей вероятности, сопровождается пропорциональным уменьшением его допустимого напряжения питания, что может привести к пробою. Такие случаи в моей практике были.

Teac AS-200
Teac AS-200

Оснащение усилителя вполне достаточное - регулятор громкости, селектор на 4 входа (три из которых линейные), ММ корректор, отключаемые регуляторы тембра, отключаемая тонкомпенсация, переключатель моно-стерео с реверсом каналов, фильтры ВЧ и НЧ, выход на наушники и акустические терминалы с возможностью коммутации двух пар АС. Однако если подключить две пары АС одновременно, то одна из них будет работать не напрямую, а через мощные резисторы - таким образом разработчики попытались защитить оконечные каскады от возможной перегрузки по току при параллельном включении двух пар акустических систем.

Ограничительные резисторы
Ограничительные резисторы

И, кстати, если только на вторую группу акустических терминалов подключить АС 4 Ом, то оконечные каскады будут работать через резисторы, без лишних нагрузок при любой допустимой для усилителя выходной мощности. Попробовал данное подключение - заметно снижение громкости по сравнению с первой группой выходных клемм (подключенных напрямую), резисторы сильно нагреваются, но они достаточной мощности и прикручены к корпусу, поэтому нормально выдерживают тепловую нагрузку, а вот звучание становится другим. На мой вкус, оно меняется в худшую сторону - становится более вялым и менее разборчивым. Но с другими АС могут быть другие результаты, нужно пробовать.

Вид со стороны задней панели
Вид со стороны задней панели

Так как аппарат редкий, то на его прослушивание выделил времени больше обычного, хотелось протестировать все режимы работы. В целом, усилитель порадовал звуком - он очень неплохо строит сцену и имеет высокое разрешение, если регуляторы тембра не крутить:) Ручки тембров дают возможность изменить АЧХ по вкусу, но явно портят фазовую характеристику - сцена, не то чтобы исчезает совсем, но заметно ухудшается локализация источников звука.

Акустические терминалы не позволяют использовать никакие разъемы, кроме оголенного провода. Они подпружиненные и провод проходит сквозь них под углом. Бананы в отверстие вставить нельзя.

Часть задней панели
Часть задней панели

При срабатывании защиты от перегрузки (по току, видимо) нужно нажать кнопку "Reset" того канала, в котором она сработала. Также в усилителе есть выход преда и вход оконечника, что дополнительно расширяет его функциональные возможности.

Входные разъемы и выходы на запись
Входные разъемы и выходы на запись

Встроенный ММ корректор имеет вполне линейную АЧХ на мой слух, но по звучанию мне не очень понравился - мало прозрачности, присутствует некоторая "каша" в звуке. Думаю, что это следствие активной коррекции (в цепи ООС). Но слушать его можно, если в наличии нет внешнего корректора, а пластинки и проигрыватель уже есть.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Добавил статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)