В христианском представлении жизнь человека должна быть устроена таким образом, чтобы как можно больше ее составляющих служило спасению души. Даже собственную семью хороший христианин создает в первую очередь не для того, чтобы быть счастливым, а для того, чтобы спасти душу в верности, любви, служению ближним и терпении их немощей.
Есть и другой способ обустроить жизнь, способствующую спасению. Это жизнь в одиночестве, постоянной молитве, богомыслии и других духовных делах. В таком способе бытия человек делает все свои земные дела только для того, чтобы прокормить себя и обеспечить себе крышу над головой. Все это называется монашеством.
В наши дни значительная часть иноческих обителей не соответствуют обычным представлениям об уединении: там бурлит хозяйственная деятельность, постоянно приезжают и уезжают миряне – трудники и паломники, а также просто туристы. Но настоящему одиночеству это никак не может помешать, более того: на отшельничество обычно благословляют монахов, которые имеют опыт общежительного иночества. Вот какие добродетели можно приобрести в "шумном" монастыре:
- кротость, что замещает гневливость;
- скромность, изгоняющая тщеславие;
- смирение вместо гордости;
- любовь к Богу и непривязанность к кому-бы то ни было из людей;
- молчаливость, замещающая болтливость;
- терпение и благодарность Богу за каждый прожитый день вместо ропота и уныния.
Сегодня есть и некий средний вариант между отшельничеством и общежительным монастырем – это тихие, непопулярные у мирян и туристов, обители с малым числом братии или сестер.
Мысли о провозглашении Богу монашеских обетов и принятии пострига могут посещать христианина в разном возрасте. Если это происходит в юности, торопиться начать иноческую жизнь точно не стоит, и вот почему. Во-первых, если человек дает обеты Богу, он точно должен знать про себя, что не нарушит их до самой смерти, иначе можно опозориться в роли монаха-расстриги и, как Господь говорит в Евангелии, «трости, ветром колеблемой». А во-вторых, юность – это время бурлящей человеческой энергии, мечтательности и поиска спутника жизни. Скорее всего, если молодая христианская душа мечтает об иночестве, то это происходит на волне той самой наивной внутренней энергии, стремящейся "свернуть горы". То есть, такое устремление имеет своей целью не столько настоящее монашество, сколько достижение вполне мирских по духу целей – карьеры, славы, комфорта и прочего.
Молодому христианину, что задумывается о постриге, следует сперва довериться Богу и получить образование в интересной ему сфере земной человеческой деятельности. Возможно, такой верующий (или верующая) встретит на начальном этапе взрослой жизни возлюбленную (или возлюбленного).
Может быть и так, что мысли об иночестве вполне зрелые уже у юного христианина, что доказывают примеры из житий многих преподобных. В этом случае стоит применить старинный "рецепт" многих русских людей, подходящий для всех возрастов: сперва пожить в каком-нибудь монастыре в качестве трудника неделю, на следующий год – месяц, потом полгода, а затем можно остаться на год. Так и увеличивать время пребывания там. Обычно люди твердо убеждаются в своем призвании к монашеству, когда побудут какое-то время послушниками.
Чтобы определиться в своей пригодности для иноческой жизни, можно попробовать пожить не в одном, а поочередно, в нескольких монастырях. Обычно миряне, любящие монастырскую жизнь, "влюбляются" в какую-то определенную обитель, связывают свою судьбу с ней и иногда принимают там постриг.
Неправильным будет уходить в монастырь человеку, находящемуся в состоянии расторгнутого брака, у которого, при этом, дети не достигли совершеннолетия. Тем более, не всякий игумен, узнав об таком положении человека, захочет принять его в монахи.
Совершенно неуместно будут звучать иноческие обеты называющего себя православным, но колеблющегося в вере человека.
Очевидно, что призвание к монашеству тем вероятней для христианина, чем он старше и чем более одинок. Также стоит всерьез задуматься о постриге и испытать себя монастырской жизнью всякому верующему, осознавшему за собой любовь к одиночеству.
Монашество в миру – это довольно спорный термин, вызывающий у одних одобрение, а у других – негодование. Строго говоря, такое словосочетание – оксюморон, потому что монах должен находиться в послушании, особенно, в духовном. А в миру у человека больше внешней свободы – мирянин может жить, никого, кроме Бога, не слушаясь. Но если не придираться к словам, то оно обозначает просто один из нестандартных вариантов спасительной жизни человека. Церковь не учит, что душа обязательно погибнет, если не выберет либо иноческий, либо семейный образ жизни. Образцовый пример спасения благоразумного разбойника это подтверждает: его Христос спас за покаяние, веру в Спасителя, молитву, смирение и доброе дело.
Христианин вполне может и не принимать иноческих обетов, но, при этом, уподобиться монаху: быть одиноким, обеспечивать себя необходимым, не грешить, жить в какой-нибудь глуши, постоянно молиться, читать духовные книги и ходить на богослужения.