Слово апостолы происходит от греческого ἀποστέλλω и означает посланник. Оно относится к 12 ученикам Христа, которым было поручено распространять его слово по всему миру.
Существует четыре библейских источника, в которых приводятся имена апостолов: Матфея 10:1-5, Марка 3:16, Луки 6:14 и Книга Деяний 1:13.
Этими людьми являются Петр, его брат Андрей, Иаков, брат Иакова Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей (также называемый Иудой, братом Иакова), Симон и Иуда Искариот. После того, как Иуда предал Христа, его заменил Матфий (Деяния 1:21), а позже к ним присоединился и Павел.
Из этих людей Пётр, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фаддей и Симон были распяты. Иаков был убит мечом, Матфей алебардой, а Фома копьем. Иаков Алфеев и Матфей были побиты камнями, Павел был обезглавлен, Иуда Искариот повесился, а Иоанн, как полагают, умер естественной смертью.
Распятие Святого Петра было изображено Микеланджело в капелле Паолина в Ватикане (1542–1550)
и Караваджо в капелле Черази в Санта-Мария-дель-Пополо, Рим (1600).
Святой Иаков, идущий на казнь, — одна из сцен, которую Андреа Мантенья изобразил при росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе в 1454–1457 годах.
Призвание апостолов Христом также было распространенной темой в искусстве, как показывают «Призвание святых Петра и Андрея» Доменико дель Гирландайо в Сикстинской капелле в Риме (1482)
и «Призвание святого Матфея» Караваджо в капелле Контарелли в Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме (1599–1600).
Апостолы присутствовали на Тайной вечере, как изображено Андреа дель Кастаньо (1447) в трапезной Сант-Аполлония,
и на Пятидесятницу, когда они начали говорить на иностранных языках, как их изобразил Эль Греко в 1608–1610 годах (Мадрид, Прадо).
Апостолы стали свидетелями Успения и Вознесения Богородицы, а Хуго ван дер Гус (ок. 1481; Брюгге, Музей Грунинге)
и Тициан (1516–1518; Венеция, Санта-Мария-деи-Фрари) изобразили каждую сцену соответственно.
Пётр, Иаков и Иоанн присутствовали на «Молении в саду», как их изобразили Мантенья (середина 1450-х гг.)
и Джованни Беллини (ок. 1460 г., оба Лондон, Национальная галерея).
Фома усомнился в Воскресении Христа, поэтому Христос показал ему свои раны от Распятия, сцену, которую Верроккьо представил в своей скульптуре ок. 1465–1483 гг. для одной из ниш Орсанмикеле, Флоренция.
Наконец, Иоанн является автором Книги Откровений, последней книги в Библии, которая дала много вдохновения художникам; например, Ханс Мемлинг написал апокалиптическое «Видение святого Иоанна на Патмосе» (1479 г.; Брюгге, больница Святого Иоанна) в качестве одной из боковых панелей Алтаря Святого Иоанна.
Ренессансный словарь: