Рассказываем, по какой причине за игрой закрепилась негативная репутация
Недавно исполнился год с момента релиза Starfield — некогда амбициозного детища студии Bethesda и одновременно с этим одной из самых неоднозначных игр 2023 года. В свое время экшен-RPG стала причиной жарких дебатов между геймерами, и споры о ее качестве, конечно, велись и в стане наших читателей.
Одни ее полюбили, а другие — всем сердцем возненавидели. Впрочем, хотя тайтл и нашел своих фанатов, за ним до сих пор тянется негативная репутация.
Такие зарубежные СМИ как IGN и PC Gamer включали Starfield в списки главных разочарований 2023-го. Сам же ролевой экшен стал самой низкооцененной игрой Bethesda в Steam и за пять месяцев после запуска умудрился потерять 97% аудитории на площадке. Даже сегодня тайтл не смог окончательно реабилитироваться, и его не перестали считать провальным. Рассказываем, почему Starfield так немила ряду геймеров и в чем здесь вина разработчиков.
Завышенные ожидания
Проблема негативного восприятия Starfield отчасти произрастает из обманутых ожиданий. Многие геймеры возлагали на игру серьезные надежды, ведь делала ее студия, в портфолио которой — The Elder Scrolls, а также Fallout 3 и 4.
Кредит доверия был особенно большим среди фанатов упомянутых тайтлов. Они знали, что Bethesda умеет делать качественные продукты (ну, если не считать Fallout 76) с широкими возможностями в плане геймплея и исследования, хоть и не без багов.
Подкупала и научно-фантастическая тематика, сулящая увлекательность и яркие космические путешествия. Геймеры ожидали масштабную вселенную и свыше 1000 планет для изучения (пусть большая часть мира и создавалась с помощью процедурной генерации). В целом Bethesda гордо говорила о Starfield как о первой за 25 лет новой IP компании, так что геймеры надеялись, что над ней по-настоящему постараются, а разработчики раскроют весь свой потенциал, предложив нечто новое, уникальное и, быть может, поистине революционное.
К тому же авторы обещали меньше багов, чем в предыдущих своих творениях. Более того, игра находилась в производстве много лет, поэтому все ждали, что она получится хорошей как в техническом плане, так и в контентном наполнении. Делать ее начали после релиза Fallout 4, а обсуждали и вовсе за многие годы до этого.
Завышенные ожидания от Starfield подпитывались и тем фактом, что на нее возлагала большие надежды сама Microsoft, для которой релиз был необычайно важен из-за консольной эксклюзивности. Кроме того, ощущение значимости и крутости экшен-RPG создавалось через маркетинговые мероприятия: по игре проводили крупные презентации, выпускали мерч (по типу игрового кресла и накладных панелей для Xbox Series X), размещали сотни билбордов по всему миру, а еще для нее выпустила песню популярная группа Imagine Dragons.
Трейлер Starfield
В общем, выход Starfield предвкушали с нетерпением, и геймеры ждали от нее невероятного уровня. Ну а на запуске Bethesda сумела по-настоящему удивить игроков, правда, в плохом смысле.
Состояние игры на релизе
Релизная версия Starfield оказалась совсем не такой, какой ее хотели бы видеть пользователи. В ней нашли массу недостатков, полностью разочаровавших часть геймеров.
В разрез ожиданиям игра не смогла предложить чего-то инновационного и поистине удивительного. Выяснилось, что геймплейно она немало походит на предыдущие творения разработчиков, и при этом ни один из ее аспектов не кажется выдающимся.
Недовольные игроки в обзорах характеризовали экшен-RPG как скучную, неувлекательную, бездушную и пресную, говоря, что масштабы в ней заменили глубину. Сюжет и квесты выдались неинтересными (хотя это мало кого удивило), а геймплей — утомительным и однообразным. Графика выглядела плохо, а лицевые анимации вышли, мягко говоря, криповыми.
Жуткие NPC из Starfield
Но особой критике подверглись космические путешествия и исследование мира. Эта часть Starfield, пожалуй, стала одной из основных причин, почему игру называли провальной и неудачной. По сути, космоса в ролевом экшене про изучение вселенной, почти нет. Чаще всего геймеры жаловались, что перемещение между локациями реализовано через экраны загрузки, причем их так много, что страдает погружение. Сами обещанные планеты в большинстве случаев оказались пустыми, а их изучение — посредственным и унылым.
В техническом плане Starfield тоже была слабой. Геймеры в негативных обзорах активно сетовали на оптимизацию и плохой ИИ противников. Багов было немало — впрочем, разработчики и не клялись, что их не будет вовсе. Мы, кстати, в свое время даже посвятили материал некоторым забавным ошибкам из игры.
Баги из Starfield
Для пользователей из России серьезным недостатком стало отсутствие русскоязычной локализации. Примечательно, что изначально ее упоминание на странице в Steam было, но потом его убрали.
Starfield попросту не оправдала ожидания части игроков. Конечно, были и те, кому она понравилась, но недовольные возгласы звучали громче.
В течение времени после релиза рейтинг тайтла постепенно падал. Критика не утихала, а разработчики только подливали масла в огонь, реагируя на нее.
Попытки оправдаться
Окончательно в глазах разочарованных геймеров Bethesda похоронила игру, когда начала высказываться по поводу ее недостатков. Вместо того чтобы признать ошибки, компания то и дело оправдывалась.
В отношении критики авторы выбрали абсолютно неправильный подход. По сути, они не успокаивали недовольную часть сообщества, а наоборот, еще больше злили.
По теме:
Например, в то время как пользователи вовсю жаловались на оптимизацию, гейм-директор Starfield и исполнительный продюсер Bethesda Game Studios Тодд Говард заявлял, что в этом плане у игры все хорошо. Тем же, кто сталкивался с проблемами, он просто советовал обновить ПК, утверждая, что его творение — игра нового поколения, предназначенная для «компьютеров с продвинутыми технологиями».
Также топ-менеджер говорил, что команда была вынуждена специально сделать ИИ вражеских кораблей глупым ради геймеров. Якобы до этого победить его было непросто, поэтому студия этот аспект переделала.
А в плане реакции на критику пустых планет разработчики и вовсе превосходили сами себя. Они убеждали геймеров, что специально сделали некоторые небесные тела таковыми, чтобы пользователи почувствовали себя маленькими во время исследований, и изучение локаций — отнюдь не скучный процесс, как наивно полагают игроки.
В какой-то момент Bethesda стала активно отвечать на негативные отзывы прямо в Steam. И вместо того, чтобы признать ошибки, ее сотрудники отчаянно пытались переубедить недовольных и доказать, что их игра на самом деле не так плоха.
Подобным образом студия только больше настраивала аудиторию против Starfield. В понимании пользователей разработчики демонстрировали нежелание принять неудачу, что негативно сказывалось на репутации самой игры.
Ситуация после релиза
После релиза Starfield продолжали критиковать. Bethesda периодически выпускала обновления, устраняющие некоторые недостатки, но гнев пользователей уже был слишком силен, чтобы его успокоить. Тем более содержание части этих апдейтов само по себе больше провоцировало геймеров.
Например, всплеск негатива в рядах аудитории вызвал мартовский патч. Его назвали бессмысленным и бесполезным: тогда разработчики улучшили фоторежим и сканер, попутно устранив некоторые баги. Геймеры вовсю твердили, что игра нуждается в более глобальных изменениях, чем те, что им предоставили. Пользователи были недовольны, что Bethesda тратит время на такие незначительные вещи, вместо того чтобы заняться исправлением очевидно слабых аспектов экшен-RPG.
Еще больше репутацию игры похоронил июньский апдейт, добавивший долгожданный официальный редактор модификаций. Тогда же в Starfield появились платные расширения от самих разработчиков. Геймеров возмутило, что Bethesda пытается подзаработать, продавая контент для «плохой и сырой» игры.
Не улучшило ситуацию и первое крупное дополнение Shattered Space, выпущенное в конце сентября 2024-го. Его, как и основную игру, тоже раскритиковали — сейчас у него в Steam 33% положительных отзывов на основе 1,7 тыс. обзоров.
Релизный трейлер Starfield: Shattered Space
Восприятие игры
Из-за всех перечисленных факторов Starfield в сознании многих геймеров прочно закрепилась под статусом провальной игры. Конечно, в прямом смысле слова нельзя сказать, что экшен-RPG потерпела фиаско.
В Steam у тайтла общий рейтинг одобрения сейчас равен 59% на основе 104,2 тыс. обзоров. У Starfield есть свои почитатели, которым и правда нравится предложенный контент.
По актуальным на июнь данным (раскрытым справедливости ради самой Bethesda), в ролевой экшен сыграло 14 млн геймеров, но неизвестно, сколько из них купило тайтл, а кто скачал его через Game Pass. В то же время Starfield, по подсчетам Video Game Insights, вошла в топ-3 самых прибыльных игр Steam в 2023-м, заработав $235 млн. Так что непонятно, провалилась ли игра на самом деле в финансовом плане или же нет. Хотя, если критериями считать только одобрение геймеров и популярность, то, конечно, экшен-RPG потерпела крах.
Как мы упоминали в начале, Starfield стала самой низкооцененной игрой разработчиков в магазине Valve. А по ежедневному онлайну она вообще долгое время проигрывала уже старенькой The Elder Scrolls 5: Skyrim — Special Edition.
Космический ролевой экшен обернулся настоящим разочарованием для части аудитории из-за своего качества, отношения авторов к сообществу и не совсем удачной пострелизной поддержки, поэтому неудивительно, что его считают провальным. Впрочем, сами разработчики с этим утверждением не согласны: например, совсем недавно дизайн-директор Bethesda Эмиль Пальяруло гордо назвал Starfield лучшей игрой студии.
Кстати, если вам нравятся игры о космосе, но экшен-RPG Тодда Говарда не очень прельщает, то есть альтернативы. Например, на VK Play продается ключ No Man's Sky.
А как вы относитесь к Starfield? Можете ли вы назвать ее игрой, потерпевшей фиаско? Делитесь мнением в комментариях.