Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) — церковь с наиболее сохранившимися фресками Джотто (1266/67-1337).
Художник получил заказ от Энрико Скровеньи, богатого торговца, чей отец, Реджинальдо Скровеньи, был ведущим банкиром Падуи, которого Данте в своей «Божественной комедии» назвал ростовщиком.
Энрико, обеспокоенный тем фактом, что ростовщичество, чем он также занимался, является одним из Семи смертных грехов, решил построить часовню (начало работ в 1303 г.), чтобы искупить свои грехи и обеспечить спасение.
Точно не известно, как Джотто получил данный заказ, хотя считается, что это произошло через жену Скровеньи, Якопину д'Эсте, которая была родственницей Стефанески, на которых Джотто работал в Риме.
Часовня получила свое название от древних римских руин арены, на которых она была построена.
Хотя она задумывалась как частная семейная часовня, Скровеньи иногда разрешали доступ в неё публике для просмотра прекрасных фресок Джотто.
А в 1304 году папа Бенедикт IX (1303–1304) даже даровал индульгенцию паломникам, которые посещали это место.
Часовня имеет цилиндрический свод и шесть узких окон на южной стороне, что позволило разместить большое количество фресок.
Тридцать восемь сцен, взятых, в основном, из «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, расположены на трех уровнях.
На верхнем ярусе представлена жизнь Девы Марии и её родителей, Иоакима и Анны.
На среднем ярусе находятся сцены, изображающие жизнь и миссию Христа,
а на нижнем ярусе — его Страсти, смерть и Воскресение.
В самом низу стен находятся панели из искусственного мрамора, обрамленные Семью Добродетелями и Смертными Грехами.
На триумфальной арке часовни изображено Благовещение,
а на входной стене — Страшный суд с Энрико у подножия пустого креста Христа, представляющим модель часовни Деве Милосердия, Деве Благовещения и ангелу Гавриилу, трем фигурам, которым посвящена часовня.
Часовня была освящена 15 марта 1305 года, в праздник Благовещения.
Важность работы Джотто в капелле дель Арена заключается в первую очередь в том, что художник отказался от популярной в то время манеры греческой живописи в пользу более реалистичного изображения фигур и фона.
Вместо позолоченных фонов Джотто выбрал яркий ультрамариновый цвет, который служит для объединения сцен.
В изображении одежды художник отказался от золотых полос греческой манеры в пользу правдоподобно лежащих драпировок.
Кроме того, он придал объем своим фигурам и поместил их внутри, а не перед зданиями и ландшафтами.
В ответ на учение святого Франциска и его последователей о “возлюби ближнего своего, как самого себя” Джотто очеловечил изображения, включив сцены младенчества Христа, объятий Иоакима и Анны и ангелов, плачущих над смертью Христа.
Вместо символических изображений жертвы Христа и акцентировании внимания на его божественной природе Джотто создал повествование о нём самом, а также о его родителях и дедушках. Что показывает его реальным человеком, с которым верующие могут себя отождествлять.
Словарь эпохи Ренессанса: