Найти тему
Живописные истории

КАПЕЛЛА ДЕЛЬ АРЕНА || Художественный словарь эпохи Ренессанса

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) — церковь с наиболее сохранившимися фресками Джотто (1266/67-1337).

Фото с сайта https://shkolnaiapora.ru/izo/kapella-skroveni-v-padue.html?ysclid=lu0y9dd2we271694059
Фото с сайта https://shkolnaiapora.ru/izo/kapella-skroveni-v-padue.html?ysclid=lu0y9dd2we271694059

Художник получил заказ от Энрико Скровеньи, богатого торговца, чей отец, Реджинальдо Скровеньи, был ведущим банкиром Падуи, которого Данте в своей «Божественной комедии» назвал ростовщиком.

Энрико, обеспокоенный тем фактом, что ростовщичество, чем он также занимался, является одним из Семи смертных грехов, решил построить часовню (начало работ в 1303 г.), чтобы искупить свои грехи и обеспечить спасение.

Точно не известно, как Джотто получил данный заказ, хотя считается, что это произошло через жену Скровеньи, Якопину д'Эсте, которая была родственницей Стефанески, на которых Джотто работал в Риме.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Часовня получила свое название от древних римских руин арены, на которых она была построена.

Хотя она задумывалась как частная семейная часовня, Скровеньи иногда разрешали доступ в неё публике для просмотра прекрасных фресок Джотто.

А в 1304 году папа Бенедикт IX (1303–1304) даже даровал индульгенцию паломникам, которые посещали это место.

Капелла Скровеньи Фото с сайта mavink.com
Капелла Скровеньи Фото с сайта mavink.com

Часовня имеет цилиндрический свод и шесть узких окон на южной стороне, что позволило разместить большое количество фресок.

Тридцать восемь сцен, взятых, в основном, из «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, расположены на трех уровнях. ​​

На верхнем ярусе представлена жизнь Девы Марии и её родителей, Иоакима и Анны.

Сцены из жизни Иоакима: Благовещение Святой Анне
Сцены из жизни Иоакима: Благовещение Святой Анне

На среднем ярусе находятся сцены, изображающие жизнь и миссию Христа,

Изгнание менял из храма
Изгнание менял из храма

а на нижнем ярусе — его Страсти, смерть и Воскресение.

Плач (Скорбь о Христе)
Плач (Скорбь о Христе)

В самом низу стен находятся панели из искусственного мрамора, обрамленные Семью Добродетелями и Смертными Грехами.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

На триумфальной арке часовни изображено Благовещение,

Фото из Википедии
Фото из Википедии

а на входной стене — Страшный суд с Энрико у подножия пустого креста Христа, представляющим модель часовни Деве Милосердия, Деве Благовещения и ангелу Гавриилу, трем фигурам, которым посвящена часовня.

-9

Часовня была освящена 15 марта 1305 года, в праздник Благовещения.

-10

Важность работы Джотто в капелле дель Арена заключается в первую очередь в том, что художник отказался от популярной в то время манеры греческой живописи в пользу более реалистичного изображения фигур и фона.

Вместо позолоченных фонов Джотто выбрал яркий ультрамариновый цвет, который служит для объединения сцен.

Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды

В изображении одежды художник отказался от золотых полос греческой манеры в пользу правдоподобно лежащих драпировок.

Кроме того, он придал объем своим фигурам и поместил их внутри, а не перед зданиями и ландшафтами.

Введение во храм
Введение во храм

В ответ на учение святого Франциска и его последователей о “возлюби ближнего своего, как самого себя” Джотто очеловечил изображения, включив сцены младенчества Христа, объятий Иоакима и Анны и ангелов, плачущих над смертью Христа.

Вместо символических изображений жертвы Христа и акцентировании внимания на его божественной природе Джотто создал повествование о нём самом, а также о его родителях и дедушках. Что показывает его реальным человеком, с которым верующие могут себя отождествлять.

Словарь эпохи Ренессанса:

Ренессансный словарь | Живописные истории | Дзен