Найти тему
Голос города

Глубины искусства: новый выставочный сезон в МАММ раскрывает скрытые таланты и шедевры

Оглавление

В Мультимедиа Арт Музее Москвы стартовал новый выставочный сезон, который предлагает гостям богатый выбор художественных проектов, исследующих разные аспекты современного искусства.

Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

В этом сезоне можно увидеть работы как известных художников, так и только начинающих свой творческий путь к признанию.

Мультимедиа Арт Музей, Москва – первый музей фотографии и современного искусства в России. Неслучайно многие называют МАММ «мини-Гуггенхаймом»: 7 этажей, просторные выставочные залы, конструктивистская лестница, связывающая их воедино и остекленный лифт, в котором любят кататься взрослые и дети, ультрасовременное освещение, минималистичная динамичная архитектура. Все экспозиции расположились на отдельных этажах.

Евгений Музалевский «Монохром с мамой за спиной»

Выставка, которая обещает погрузить зрителя в мир монохромной палитры и личных воспоминаний художника. Работы Музалевского отличаются минималистичным подходом, в которых каждый оттенок и форма имеют свое значение.

Е. Музалевский. Очень далеко в себе, в капсуле. На тебе синий, белый свет и глубокие тени. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Е. Музалевский. Очень далеко в себе, в капсуле. На тебе синий, белый свет и глубокие тени. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

Один из основных сюжетов в творчестве Евгения Музалевского – события его собственной жизни, преимущественно детства. Множество воспоминаний, нередко поистине травмирующих, он записывает на отдельные листы, которые оформляются как страницы личного дневника. Это истории об отсутствующем отце, жестокой учительнице и верующей бабушке, о холодной «пещере» в стене на кухне, о посадке картошки на арендованном участке, о сборе бутылок и металлолома.

Язык повествования намеренно упрощается до уровня речи ребенка, а почерк представляется нестабильным: строчки то и дело съезжают, прописные буквы перемежаются печатными. Все это дополняется маленькими рисунками, чем-то вроде портретов без лиц с одними лишь оскаленными ртами. Исторгаемый этими существами крик тут же принимает форму острых стеклянных лепестков или шипов.

Павел Пепперштейн «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье»

Павел Пепперштейн – российский художник, писатель и теоретик современного искусства, продолжатель традиций московского романтического концептуализма. В 2020 и 2024 годах вышли его иллюстрации к книгам «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, которые имеют особое значение для художника. Эти книги, получившие множество переизданий с времени своего первого появления в 1865 году, перекликаются с творческой вселенной Пепперштейна. Его подход к иллюстрации продолжает традиции советской детской иллюстрации, где многие известные художники черпали вдохновение для своих работ.

П. Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». Взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
П. Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». Взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

На выставке в МАММ представлены рисунки к «Алисе» и картины, где масштаб и детали играют решающую роль. Пепперштейн использует элементы супрематизма, связывая их с математическими принципами Кэрролла. В его работах меняются формат и положение зрителя, что дает новое восприятие привычных вещей. Сегодня супрематизм воспринимается как «космический мусор», из которого могут возникнуть новые утопии.

Игорь Шелковский «Небесный город. Мастерская художника»

Выставка, представляющая уникальную интерпретацию взаимодействия человека и пространства. Арт-инсталляции Шелковского создают атмосферу фантазийного города, где каждый посетитель может найти свое отражение.

Масштабная ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.

И. Шелковский. Из серии «Цветы». Взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
И. Шелковский. Из серии «Цветы». Взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

Тема города – одна из сквозных в творчестве Шелковского. Энергетические пульсации городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов. Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича – моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке «Париж – Москва» в 1979 году. Предельно упорядоченные, пластически выверенные города Шелковского гармонизируют естественную и рукотворную природу.

Важнейшая концептуальная часть экспозиции – мастерская Игоря Шелковского, которую художник согласился переместить в залы музея. Выставка в МАММ дает уникальную возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних глаз и доступного лишь узкому кругу приглашенных.

Николай Полисский «Электроарт»

Проект, в котором традиционная живопись встретилась с современными технологиями. Полисский исследует, как искусство может быть изменено или дополнено при помощи новых медиа.

Вдохновением для Николая Полисского становятся научные и техногенные объекты. Вспомним его «Большой адронный коллайдер», созданный для Музея современного искусства в Люксембурге, ленивецкие «Белые ворота», оплетенные спиралью ДНК, или любимый «Вселенский разум».

Н. Полисский «Электроарт». Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Н. Полисский «Электроарт». Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

Разноцветный, напоминающий работы импрессионистов «Электроарт», – как раз из научной серии. Это пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами, в которых яркими красками пульсирует ток. Более двух лет художник работал над проектом для МАММ.

Андрей Гордасевич «Гавана: портреты по дороге»

Выставка, в которой запечатлены моменты жизни на улицах Кубы. Гордасевич мастерски передает атмосферу и людей, погружая зрителя в колорит культуры.

Андрей Гордасевич поделился своими идеями создания портретов в Гаване:

Побывав на Кубе в 2006 году, я хорошо представлял себе разные города и общий ритм их жизни, и в 2012 мне казалось важным вернуться туда, чтобы ограничить себя пределами Гаваны и заглянуть в малые пространства отдельных людей.
А. Гордасевич. Орландо Ноа, художник. Из серии «Гавана: портреты по дороге»
А. Гордасевич. Орландо Ноа, художник. Из серии «Гавана: портреты по дороге»
Мне было важно сделать это в то время, когда многие на Кубе говорили о неких грядущих переменах, но точно не представляли себе, что это и когда оно случится. В каком-то смысле, с точки зрения фотографа, время – это ластик, который постепенно стирает прежние объекты съемки. Фотография не может ничего сохранить, но может помочь нам запомнить, например, меняющиеся личные уголки Гаваны.

Владимир Мишуков «Если бы я был…»

Проект, который заставит зрителей подумать о собственной идентичности и мечтах. Мишуков предлагает зрителям встретиться с самими собой через искусство.

Владимир рассказал о тонкостях фотографий с детьми:

Фотографировать ребенка с позиции взрослого, сверху вниз, не стоит во всех отношениях. Ибо лишаешь его возможности быть на равных, а значит – открытым с тобой, себя же – шанса увидеть естественное проявление маленького человека.
Работа В. Мишукова. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Работа В. Мишукова. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Когда снимаешь на уровне его роста – на корточках ли, на коленях, – то происходит некоторое смещение привычных тебе координат. Они выстраиваются согласно уровню восприятия того, на кого направлен объектив. Поэтому возникает ощущение, что дети на фотографиях –взрослее. И возраст у них примерно одинаковый. Возраст вполне самостоятельных людей, уверенно ориентирующихся в своем пространстве.

«Детективные истории из жизни музейного хранителя»

Интерактивная выставка, которая удивит и развлечет любителей загадок. Посетители смогут стать участниками расследования, разгадать тайны и раскрыть секреты музея.

Неизвестный автор. Ослик Крошка — талисман солдат британской 26-й пехотной дивизии на Салоникском фронте. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru
Неизвестный автор. Ослик Крошка — талисман солдат британской 26-й пехотной дивизии на Салоникском фронте. Фото взято с сайта: https://mamm-mdf.ru

Обычно исследовательская работа скрыта от глаз посетителей. Однако на этой выставке Лариса Зайцева, хранитель фонда, состоящего из более чем 10 500 работ конца XIX – начала ХХ веков, приоткрывает тайны научной «внутренней кухни» музея. Как опытный «детектив» Лариса Зайцева рассказывает о своих самых увлекательных и захватывающих «делах» и реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей музея. Она показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.

  • Атрибуция – это установление авторства снимков, выяснение места и времени их создания. Иногда точную дату создания снимка установить невозможно, но хранитель способен сделать обоснованное предположение о нижней и верхней границе периода, в который могла быть снята фотография.

На выставке представлены как снимки классиков российской фотографии, например, Карла Буллы и Максима Дмитриева, так и малоизвестные работы, но с чрезвычайно занимательными историями. В особый раздел выставки вошли избранные фотографии из архивов британских периодических изданий времен Первой мировой войны, переданные в дар музею Рейхан и Ульви Касимовыми, попечителями МАММ.

Фото взято с сайта: https://bilook.ru/places/multimedia-art-muzei/#lg=1&slide=1
Фото взято с сайта: https://bilook.ru/places/multimedia-art-muzei/#lg=1&slide=1

Каждая выставка представляет собой отдельное путешествие в мир искусства, и новый сезон в МАММ предлагает богатый выбор тем и форм, отражая разнообразие современного художественного языка. Не упустите возможность насладиться культурным событием, способным вдохновить и обогатить!

Осенний сезон начался 8 октября и продлится до середины декабря 2024 г.. С точными датами и временем проведения выставок можно ознакомиться на официальном сайте музея.

Альбина Шевченко

🌐 Редакция «Голос города» | Дзен | Предложить историю