Севрская мануфактура – одна из самых известных в мире, с момента своего основания в 1740 году работала на заказы двора и обслуживала знатных особ. Дорогостоящие предметы скорее напоминали произведения искусства и очень высоко ценились в аристократических кругах.
Людовик XV лобировал производство, официально разрешив Севру подражать саксонским образцам Мейсеновской мануфактуры. Но этот этап длился недолго, вскоре Император и его фаворитка маркиза де Помпадур помогли привлечь на фабрику большое количество выдающихся художников и развить собственный, неповторимый стиль и узнаваемую манеру.
Одной из главных «фишек» Севра стала роскошная палитра. Ее начал разрабатывать химик и Академик Жан Элло. В 1749 году он представил уникальный «королевский синий», в 1753 году – «небесно-голубой», впечатлявший своей чистотой и свежестью. А примерно в 1758 году мир увидел «розовый Помпадур» - теплый розовый оттенок, очень редкий из-за сложности его получения после обжига готового изделия. После смерти Элло фарфор в этом цвете перестали производить.
Из-за громкого успеха уже в XVIII веке изделия Севра копировали, им подражали, а с развитием технологий к концу XIX столетия число фальсификаций выросло настолько, что можно смело говорить о создании целого стиля "a la Sevres" ("под Севр").
Ожившие фарфоровые букеты Дюплесси
А теперь поделимся вдохновением. Потрясающая работа Жан Клода Дюплесси 1749 года, выполненная из фарфора на Венсенской королевской мануфактуре (позже она станет Севрской мануфактурой, самой известной фабрикой в своем регионе и одной из самых значительных в Европе).
Сохранилось всего две такие работы, одна из которых находится в Дрездене. Это ваза с букетом из фарфоровых цветов. Восхищает детальная проработка каждого цветка, стебелька, бутона, близость к природному оригиналу, точность цвета, многообразие оттенков (кстати, о палитре Севра нужно рассказать отдельно).
Ваза из белого фарфора установлена на позолоченном пьедестале в стиле рококо, по обе стороны от нее расположены скульптурные группы – Аллегория Музыки (слева) и Аллегория Живописи (справа). Цветы в этом букете подобраны таким образом, что отражают все времена года, делая композицию актуальной круглый год. Несмотря на огромное количество переездов, фарфоровый шедевр всегда берегли, и он дошел до наших дней без сколов или других деформаций.