Недавно на онлайн-платформах вышел новый сериал «Противостояние», и реакция части зрителей оказалась грустная и однозначная: «Не зашло».
И ведь такой оценкой на ремейк никого не удивишь.
Почему же так происходит? Почему новые версии старых историй не вызывают улыбку и слёзы, а лишь сожаление о потраченном времени?
Мне кажется, что захватившие наше кино ремейки любимых советских фильмов — это своеобразная попытка оживить давно утраченные чувства. Вот только вместо приятной ностальгии мы всё чаще испытываем раздражение и разочарование.
Проблема не в актёрах, а в сценарии
Советское кино умело завоёвывало сердца — и это был не просто удачный актёрский состав. Да, мы до сих пор вспоминаем неподражаемую игру Юрия Никулина, Георгия Вицина или Натальи Варлей, но дело не только в актёрах. Кино тех лет держалось на великолепной литературной основе, которую создавали настоящие мастера.
Как метко заметил поэт Дмитрий Мельников, «Кавказскую пленницу» писали два талантливых литератора, Костюковский и Слободской, а их работу курировал сам Гайдай.
Они знали, что нужно, чтобы фильм стал хитом: остроумные диалоги, запоминающиеся образы, искренний юмор.
А кто пишет сценарии для современных ремейков?
Сценарии берут у стендаперов, которые привыкли делать пятиминутные шутки, но не могут создать цельную историю.
Отсюда и бездушные шутки, нелепые сцены, которые не цепляют.
Почему ремейки не получают народной любви? Потому что нет души
Советские фильмы становились хитами, потому что были пронизаны искренностью. И делали их мастера.
Это не просто красивые слова. Писатели, режиссёры и актёры искали глубокий смысл, пытались понять и передать, что волнует зрителя.
А что мы видим сейчас?
Новый фильм вроде бы похож на старый, но при этом пустой, как скорлупа.
Сценарий написан по шаблону, шутки плоские, а в диалогах не чувствуется ничего настоящего.
Вспомните «Кавказскую пленницу» и её ремейк 2014 года. Один раз взглянешь на обновлённую версию — и больше не хочется. Бездарно и неинтересно.
И так с большинством современных ремейков.
Сценарии современных фильмов похожи на "копипасту", где важные нюансы теряются, а дух оригинала уходит. Это не попытка вдохнуть жизнь в старое, а скорее жалкая имитация.
Почему так много ремейков и зачем они вообще нужны?
Непродуманные ремейки захватили киноиндустрию, и причина этому проста — лень. Легче взять готовую историю и переупаковать её, чем написать что-то новое, оригинальное. Ведь новое требует таланта, идей и смелости. А значит, нужно рискнуть. И никто не хочет рисковать, когда можно просто снять ремейк.
Так, за период с 2000 по 2024 годы мы видим, что конвейер ремейков работает бесперебойно. Только вот зрителям они не нравятся, а интересных идей всё меньше.
Мне кажется, что создателям кинофильмов пора становиться ближе к зрителю, общаться, слушать, что мы хотим видеть на экранах. Нужны опросы, исследования, обсуждения.
Но у нас в стране всё проще: фильм вышел, провалился — и дальше никто не несёт за это ответственности.
Потратили миллионы, проигнорировав вкусы и мнение зрителей, а на следующий год снова снимают очередную «переупаковку».
Советский кинематограф: что мы потеряли?
Умение создавать комедию — это искусство. Оно состоит из множества маленьких деталей: от сценария до интонации актёра. Вот почему старые фильмы интересны до сих пор, а новые версии забываются уже на следующий день.
Дмитрий Мельников прав, когда говорит, что без сильной литературной основы хорошее кино не получится. Советские сценаристы работали над каждым словом, шуткой и репликой, внося в свои произведения часть своей души.
Сейчас этого нет.
Например, «Ирония судьбы» — её ремейк «Ирония судьбы. Продолжение» пытался быть трогательным, но вышло нечто плаксивое и натужное. Историю переписали, а дух остался где-то в прошлом.
А сколько раз пытались повторить успех «Иван Васильевич меняет профессию» или «Служебного романа»?
Печальные эксперименты...
Откуда в современном кино кризис идей?
Киноиндустрия переживает тяжёлый гуманитарный кризис, это факт. И пока ремейки снимают «на коленке», никакой светлой эпохи в российском кино мы не дождёмся.
Важно понять, что зрители не хотят просто новые версии старых фильмов.
Люди хотят увидеть что-то настоящее, живое, трогательное. То, что заставляет переживать и сопереживать.
В конце концов, кино — это не просто развлечение, а искусство, которое должно вдохновлять и приносить радость.
Поэтому хочется надеяться, что в будущем режиссёры и сценаристы начнут брать на себя ответственность за своё творчество.
Ведь кино должно быть не способом заработать лёгкие деньги, а попыткой подарить людям эмоции и воспоминания, которые останутся с ними на всю жизнь.
Спасибо за внимание к статье. А это статья с опровержением мнения одного известного блогера о том, что сценарии всех советских фильмов были украдены у американцев.