Духи, как и ювелирные украшения, даже если и утратили чин предметов истинной роскоши, доступной только самым привилегированным слоям общества, вряд ли когда-либо станут предметами первой необходимости. Как ни крути, но и то, и другое - излишества, маленькие маячки, сигнализирующие об инвестициях, если и не обязательно в статус владельца, то точно в его удовольствия.
Было бы странно, если бы эти две большие области – парфюмерия и ювелирное дело не столкнулись, создав взаимовыгодный союз – «ювелирную» парфюмерию, то есть ароматы от известных ювелирных домов. У французов даже есть устоявшееся выражение "un parfum bijou" – парфюмерная драгоценность, которую следует носить, как настоящее украшение.
Первые ласточки
Первые «ювелирные» парфюмы появились в 70-е годы прошлого века. Первенство на этом поле делят два бренда – Van Cleef & Arpels и Cartier.
Van Cleef & Arpels
Бутик Van Cleef & Arpels, появившийся благодаря союзу Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс, открыл свои двери в 1906 году на Вандомской площади в Париже. Это событие ознаменовало начало ювелирной истории Дома.
В 1895 году в Париже Эстель Арпельс, дочь торговца драгоценными камнями, вышла замуж за Альфреда Ван Клифа, сына гранильщика и продавца бриллиантов. Молодую пару многое объединяло – чувство семейности, стремление к новым открытиям, страсть к драгоценным камням. Союз был обречен на успех – новая марка начала стремительную экспансию в самые стратегически выгодные точки: Довиль, Ницца, Виши. «Сезонные» бутики открываются в Лионе и на набережной Круазетт в Каннах. Но и в Париже дела идут как нельзя лучше: «флагман» на Вандомской площади посещают индийские махараджи, представители европейской знати, владельцы американских корпораций и звезды кинематографа.
В 1976-м бренд запускает парфюмерное направление. Сегодня в копилке Van Cleef & Arpels более семи десятков ароматов, но первым был — First.
Создание нового парфюма доверили выпускнику женевской парфюмерной школы Givaudan. Сказать, что этот запуск был какой-то выверенной ставкой и продуманным рекламным ходом, наверное, нельзя, иначе бы бренд пригласил именитого парфюмера. Но кто бы тогда знал, что этот эксперимент положит начало не только моде ювелирных домов создавать свои парфюмерные коллекции, но и зажжет новую звезду на парфюмерном небосклоне. First – был не просто первым «ювелирным» парфюмом, но и первым ароматом, созданным человеком, которого мы теперь знаем, как легенду парфюмерного мира - Жан-Клодом Эллена.
В следующие годы бренд продолжит сотрудничать со многими великими «носами»: Натали Лорсон сделает для него гурманский So First, Антуан Мезондо — Féerie, аромат в узнаваемой граненой колбе со сказочной крышкой, Марк Бакстон, Мишель Альмерак и еще десяток именитых парфюмеров будут работать над Collection Extraordinaire, в рамках которой в последнее время и выходят парфюмерные новинки бренда.
Cartier
Бренд основан в 1847 году ювелиром Луи-Франсуа Картье в Париже. Дела быстро пошли в гору, но настоящий успех пришел, когда в 1856-м племянница Наполеона купила себе в Cartier несколько украшений.
В начале 20-го века имя Картье стало символом не только ювелирного искусства, но и часового. Однажды бразильский пилот Альберто Сантос-Дюмон в разговоре со своим другом Луи Картье рассказал о неудобстве использования карманных часов во время полётов. Луи решил помочь другу и создал плоские наручные часы с кожаным ремешком. Эта модель понравилась не только Сантосу, но и другим клиентам бренда. Так появились первые наручные часы. Название для них пришло само собой - "Santos". Cartier продолжает продавать эти часы уже более 100 лет. Именно эти первые часы во многом предопределили будущий стиль ювелирных коллекций бренда. Картье умышленно не прятал металлические болты передней и задней крышки корпуса часов, намекая, что как раз их функциональная часть и есть украшение.
Бренд оставался под управлением семьи до 1964 года. Когда в 1980 г. Cartier стал частью швейцарского холдинга Richemont, владельцы обратили свое внимание в сторону парфюмерии. По сути этот шаг стал возможен именно потому, что Richemont – незамкнутая система, специализирующаяся на роскоши, как таковой – часы, предметы интерьера, письменные принадлежности, одежда.
В 1981 году первым ароматом от ювелирного дома стал Must de Cartier, который, как и First Van Cleef & Arpels, также зажег звезду и стал первым ароматом другой парфюмерной легенды - Альберто Морильяса. По заявлениям бренда, формула была создана Морильясом за 6 лет до выпуска, поэтому Cartier на ниве ювелирной парфюмерии должны считаться первыми.
Must de Cartier начинался как аромат, сопровождающий линию ювелирных аксессуаров Les Musts и формой флакона повторял форму зажигалки Cartier.
Сегодня на счету Cartier 126 ароматов и сотрудничество с самыми известными парфюмерами мира.
Boucheron
Сын торговца тканями, Фредерик Бушерон не пожелал примкнуть к семейным традициям и в возрасте 14 лет занялся изготовлением ювелирных изделий. Он учился ремеслу у Жюля Шеза в Париже, прежде чем стать клерком, а затем продавцом в Tixier-Deschamps. В 1858 году он открывает собственное дело в одном из самых популярных бутиков Пале-Рояля, так начинается славная история дома Boucheron.
Фредерик Бушерон - человек, который всегда стремился расширить границы ювелирного дела. Он черпал вдохновение из всего, что его окружало, для создания новых творений. Мягкие ткани и ленты его детства, поэзия природы, женщины, находящиеся в постоянном поиске... Он возрождал старые техники и забытые материалы - горный хрусталь, эмаль и бриллианты с гравировкой, создал неожиданные сочетания золота, дерева, перламутра, эмали или драгоценных камней. Эта креативность принесла ему множество наград, в том числе Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. И это же качество, позволяющее смотреть на свое дело под разными углами, привело к созданию парфюмерной линии Boucheron.
Первыми духами, выпущенными в 1988 г., стали одноименные Boucheron Boucheron от парфюмеров Франсиса Делямона и Жан-Пьера Бетуара..
Tiffany
В 1837 году Чарльз Льюис Тиффани и Джон Ф. Янг открыли первый магазин на Манхэттене, который назывался Tiffany, Young and Ellis. Свою деятельность Тиффани и Янг начали… с продажи канцелярских товаров. Вот так неожиданно на фоне предыдущих ювелирных мастодонтов, чьи прапра и их прапра если и не рождались с флацанками в руке, то уже с пелёнок знали, чем шарногель отличается от штихеля.
Тем не менее, всего через 3 года в ассортименте Tiffany, Young and Ellis вдруг появились изделия из золота и серебра. А уже в 1853 году Чарльз Тиффани выкупил долю своего компаньона и переименовал магазин в Tiffany & Co.
Tiffany – воплощение американской мечты, которая своим опытом продемонстрировала, как за считанные годы из канцелярского магазинчика с первоначальной инвестицией всего в 1К долларов стать первой американской компанией, которая ввела стандарт по использованию серебра 925 пробы.
Сегодня бирюзовой компании уже 187 лет и Tiffany – это не только синоним идеальной свадьбы, герой мелодрам, а самый настоящий учебник по грамотному маркетингу.
В отличие от большинства основателей ювелирных брендов, сын бакалейщика Чарльз Льюис Тиффани ювелиром не был — ни по образованию, ни по призванию, ни по роду деятельности. Он был бизнесменом от Бога. Он вообще не тратил время зря, покупая драгоценности прямо с кораблей, чтобы опередить конкурентов. Когда в 1848 году произошла волна революций, он первым ждал испуганных аристократов, чтобы купить их драгоценности оптом. Когда началась гражданская война на его родине, он быстро перепрофилировал свои мастерские на производство оружия. Даже когда проложили телеграфный кабель через Атлантику, именно он был тем, кто он купил лишние метры на сувениры и сделал на этом хорошую кассу.
После смерти в 1902 году Чарльз оставил своим детям огромное состояние (на наши деньги это примерно миллиард долларов). Однако, наследники оказались менее успешными (или менее везучими?) предпринимателями. В результате, к середине XX века компания перестала быть семейной, а в 1970-х годах она даже на попала в руки монстров сетевого маркетинга из AVON. Сейчас, после нескольких десятилетий на Нью-Йоркской бирже, Tiffany снова принадлежит одной семье, хотя и французской.
В 1987 году, на волне новой моды, компания всерьез задумалась о парфюмерии и приняла решение представить себя на этом рынке. Для создания аромата был приглашен парфюмер Франсуа Демаши. Флакон, разработанный Пьером Динаном, имел минималистичный дизайн с прямыми гранями, напоминающий бриллиант. Запуск бьюти-линии ювелирного бренда был успешным и даже был удостоен престижной премии FiFi Awards, но… не получил продолжения.
И только через 30 лет, в 2017 году, Tiffany & Co. решили продолжить эксперимент и выпустили коллекцию из трех ароматов: Tiffany Eau de Parfum, Tiffany Intense и Tiffany Sheer, флаконы которых еще больше напоминают бриллианты. Сегодня бренд не может похвастаться обширной библиотекой ароматов, их всего 18, но зато каждый из них поклонники Tiffany & Co ждут, как новую драгоценность.
Bvlgari
Основателем компании Bvlgari является потомственный греческий ювелир Сотириос Булгарис. Семейство Булгарис в течение многих лет успешно занималось обработкой серебра и внесло большой вклад в развитие ювелирного дела. Но, потеряв в результате военных действий свой дом и магазин на родине, семья переезжает в Италию, где их фамилия меняется на итальянский манер – Булгари. В 1881 году Сотирио открывает новый магазин в Неаполе, а в 1884 году - на Via Sistina в Риме. Второй столичный магазин, на фасаде которого уже красовалось название Bulgari, начал работать уже в 1894 году.
После смерти Сотирио Булгари в 1932 году управление бизнесом перешло сыновьям Константино и Джорджио, которые открыли новую эру истории бренда Bulgari и сосредоточились на создании украшений. Кроме того, братья обновили логотип компании. Букву U заменила буква V, которая в латинском алфавите произносится как U.
В 1980-х Bvlgari начинает осваивать новые направления бизнеса. Бренд запустил агрессивную рекламную кампанию, открыл новые международные розничные магазины и расширил ассортимент продуктов. К производству роскошных ювелирных украшений и часов компания добавила повседневную одежду, а в следующем десятилетии – шарфы, галстуки, солнцезащитные очки и изделия из кожи и парфюмерию.
С парфюмерией как будто бы получилось случайно. Первый аромат Bvlgari Eau Parfumee Au The Vert, выпущенный в 1992 г имеет интересную легенду. Говорят, Жан-Клод Эллена предлагал эту композицию и Dior, и Yves Saint Laurent, но те отказались. А Bvlgari не только не отказался, но и выпустил целую линейку свежих и зеленых au The Vert.
Sokolov
Ну, и позвольте представить новость с наших полей. В прошлом году ювелирный холдинг Sokolov запустил линейку парфюмированных товаров. Речь пока не идёт о духах, но начало положено. В ассортименте «Sokolov Beauty» гели для душа, жидкое мыло, кремы для рук и тела, скрабы для тела с бриллиантовой пудрой, шиммеры для тела и ароматические свечи.
💎 💎 💎
Конечно, ювелирная парфюмерия не ограничивается перечисленными брендами. У нас с вами есть еще добрый десяток ювелирных брендов, выпускающих свои парфюмерные линии, в их числе Chopard, Lalique, Tous, Judith Leiber и, полагаю, выйдет еще, как минимум, одна часть этого обзора.
Тем, что ювелирные дома вторглись на парфюмерное поле сейчас уже никого не удивить, но напишите, известны ли вам случаи обратного течения - истории, где парфюмерные дома решили бы вдруг выпустить ювелирную коллекцию.