«Моя жизнь среди индейцев» Джеймса Уилларда Шульца – книга без всяких сюрпризов. Она даёт читателю именно то, что читатель от неё ожидает, то есть именно то, что заявлено в названии.
Рассказ ведётся от лица главного героя, который в предварительном списке действующих лиц скромно обозначен как «автор этой книги». Перед нами умудрённый опытом старик, на закате жизни вспоминающий о собственном опыте жизни в индейском племени пикуни – черноногих. Опыте, пожалуй, не таком уж и уникальном для Америки середины XIX века, но явно очень дорогом для рассказчика.
Действие происходит приблизительно в первой половине 1850-х годов на фронтире, то есть на границе обжитых европейскими поселенцами американских земель. Молодой американец «из Штатов» с детства тяготится условностями колониального общества, в котором он вырос. При первой возможности он убегал в лес, где мог вздохнуть свободно и чувствовать себя самим собой, забыв о школьных уроках и затверживании Библии наизусть. Любимое его чтение – дневники экспедиций в индейские территории, рассказы о гордых пионерах прерий и о самих прериях, восхитительно прекрасных и манящих.
Едва достигнув совершеннолетия, юноша принимает решение отправиться в прерии, чтобы познакомиться с индейцами и научиться жить среди них. Его манит дух свободы, манит гораздо больше, чем присущая американскому сознанию жажда богатства:
«Я рад, что не заболел золотой лихорадкой, иначе, вероятно, никогда бы не узнал близко этот край. Есть вещи гораздо более ценные, чем золото. Например, жизнь, свободна от забот и всяких обязанностей: жизнь, каждый день и каждый час которой приносят с собой частицу удовольствия и удовлетворения, выраженную в радостных занятиях и приятной усталости. Если бы я тоже отправился на поиски золота, то, возможно, составил бы себе состояние, вернулся бы в Штаты и осел в какой-нибудь смертельно скучной деревне, где самые интересные события – церковные праздники и похороны».
Исповедуя такую философию, наш герой на скрипучем колёсном пароходе доплывает до форта Бентон – тогдашней границы обжитых земель, средоточии свободной торговли между индейцами и белыми, рая для искателей приключений. Здесь юноша сводит дружбу как с американским торговцем Ягодой, самым успешным в своём деле на всё побережье, так и с благородным индейцем по имени Гнедой Конь. Индеец отправляется на летнюю охоту с одном из кланов племени пикуни и приглашает рассказчика присоединиться. С этого момента начинается жизнь главного героя среди индейцев, полная труда, приключений, смертельных опасностей и настоящей любви.
Среди индейцев пикуни со временем находится идеальная жена для американского «фронтирмена» - умная и гордая красавица Нэтаки. Он обретает настоящих друзей, которым помогает во всевозможных переделках и авантюрах вроде похищения невесты из чужого племени; удаётся ему и снискать уважение индейских старейшин.
Свежий ветер прерий, сон в индейской палатке на мягком ложе из бизоньих шкур, проверка своих сил в охоте, участие в ритуальных танцах и религиозных обрядах – всё это делало героя неимоверно счастливым. Он мог часами любоваться любимым пейзажем – свободно расстилавшимися прериями и мощными неприступными Скалистыми горами. Уйдя из «цивилизованного» общества чопорных зануд, он обрёл себя.
Однако вся книга проникнута грустью и горечью от того, что эта жизнь стала навсегда потерянным раем. Постепенно страну располосовали шрамы железных дорог. Речное судоходство, можно сказать, исчерпало себя: пароходы требовали огромного количества дров и не могли конкурировать по скорости и грузоподъёмности с поездами. К середине 1880-х исчезли последние стада бизонов и оленей вапити, в изобилии водившихся в индейских землях с незапамятных времён. На поездах из Штатов прибыло множество иммигрантов, которые постепенно, но неумолимо разрушали культуру старого фронтира своей мелочностью и пресловутой жаждой наживы. «Старые владельцы лавок и торговцы с их привычкой к неторопливому, немелочному ведению дел не могли удержать свои позиции при новом порядке вещей. Они не сумели изменить свои сложившиеся в течение всей жизни привычки, и одного за другим пришельцы вытеснили их из торговли».
Начал процветать и расизм: жёны новых поселенцев не желали общаться с индианками, которые были замужем за многими фронтирменами-старожилами, и запрещали детям общаться с «полукровками-скво». Ненависть к индианкам перекинулась и на их белых мужей, а затем перешла и в политику: постепенно среди чиновников, занимавших ведущие посты в самоуправлении, не осталось ни одного представителя смешанных семей. Процветала травля. И такие мужчины вместе с семьями один за другим переехали в единственное спокойное место – в резервацию.
Наступали иные времена. Приближался ХХ век. И, к сожалению, ничто не могло остаться прежним…
Я уже говорила ранее, что опыт главного героя не уникален. Соответственно, любителям книг Конрада и Купера история Джеймса Уилларда Шульца не расскажет ничего нового. Однако как же здорово хоть ненадолго погрузиться в беспечальную жизнь на Диком Западе, когда туда ещё не проникли огненные повозки (поезда) и алчные дельцы! Это действительно старая добрая Америка в дни. Когда она ещё была доброй.
В заключение скажу лишь несколько слов о книге. Это малоформатное издание, очень компактное и удобное. Кегль некрупный, но мне было вполне удобно читать. Текст разделён на маленькие главки, повествование движется живо и динамично.
А вы любите книги об индейцах и Диком Западе?
И, как всегда, не могу не напомнить о своём книжном канале в Телеграме:
Ариаднина нить | Книги
Если вы любите книжные анонсы, то вам туда. Свежие анонсы новинок интеллектуальной прозы (переводной и русскоязычной) выходят там ежедневно. Присоединяйтесь!
Ваша Ариаднина нить.