На маленькую сцену клуба вышли женщина в зеленом платье и мужчина с гитарой. И в зале моментально возникла глубокая благоговейная тишина. Следующие два часа ее изредка нарушали лишь осторожные негромкие аплодисменты. Тихие и редкие не потому, что зрители оставались равнодушны, а потому, что незачем лишний раз руками хлопать, когда прямо здесь и сейчас творится волшебство. Без всяких свечей, цветных дымов, хрустальных шаров и прочего увлекательного антуража. Только Словом.
Мне доводилось в последние годы бывать на поэтических вечерах. И на камерных, и проходящих в больших залах. И на авторских, и когда стихи классиков читали известные артисты. Но никогда я не сталкивалась с такой реакцией. Все люди в зале стали одно. И это многоликое Одно - внимало. И самое подходящее определение для этого внимания было - бережно.
С творчеством самарской поэтессы Натальи Захарцевой, более известной как "Резная Свирель", я познакомилась в соцсетях. Впрочем, как и большинство ее читателей. Это вполне распространенный феномен последних лет - выход начинающих авторов на аудиторию через Интернет.
Свирель приятно отличало отсутствие продающей легенды и прочих привычных технологий раскрутки. Никаких там выкрутасов с биографией, историей творчества и прочих маркетинговых ухищрений. Информации об авторе почти нет, и она самая простая. Даже псевдоним никак не обыгрывался - так, для начала взяла что сеть сгенерировала, а дальше прилип, не менять же. Все содержание блогов - только стихи. Полная самодостаточность.
Этой самодостаточности слов хватило, чтобы Резная Свирель за несколько лет достигла качественно нового уровня: несколько изданных книг, выступления с поэтическими концертами в разных городах, сотрудничество с музыкантом Евгением Женевьевым, положившим часть стихов на музыку.
Стихи своеобразные, на любителя, на "своего" читателя. Даже записаны не привычными строфами, а сплошным текстом, в линию. При чтении приходится самому ловить ритм, восстанавливать рифмованные концы строк. А еще по ходу разгадывать множество литературных загадок, узнавать цитаты, отсылки, значения редких слов. Восхищаться затейливым ходом мыслей, ассоциаций, аллюзий.
Мне лично "зашли" и форма, и содержание. Посыл, что думы и намерения творят, что душу жИву имеет все сущее, что мы иной раз слишком погружены в суету будней и света божия вокруг не видим - все это во мне отзывается. Еще более мне близка идея, что мир спасут самые простые вещи, самые обыденные действия. И немного нашей веры. Не важно, в кого и во что.
- ...Надежда есть, пока земля тире большая черепаха плывёт сквозь ледяную пустоту. И если говорить начистоту, справляется. Не может быть иначе. А значит, тоже справимся, Рахиль.
- ...И мама суп готовила на кухне. О том, что небо выдержит, не рухнет, за окнами горела акварель.
- ...старик, устал и беспороден, берёт две жизни у кота взаймы...
- ...Ведь пока умирали действительно первые лица, Древний Дачник вскопал огород, обустроил теплицу, подвязал помидоры, бродячих собак накормил. Водяного из бака достал, показал, где река...
----------------------
На концерт пошла из любопытства. Было интересно, как эти своеобразные тексты воспринимаются на слух. Тем более в авторском исполнении - ведь только автор точно знает, о чем он думал, все это создавая, где и какие надо расставлять акценты.
Об атмосфере в зале и зрительской реакции писала в начале статьи. Лично мои впечатления - удивление. Стихи-ребусы звучали неожиданно просто и внятно. Игра слов и намеков перестала заслонять понятный сквозной сюжет каждого стиха. Оказалось, что нет никакого словесного кружева, искусства ради искусства, чистой красоты и вот этого вот всего.
Есть истории, каждая - уникальна и всеобща одновременно. Есть очень доходчивые, даже рациональные описания вполне привычных, бытовых прямо-таки ситуаций. Ну а волшебство... Так что мы, никто с волшебством не сталкивались? Скажите тоже... Все мы немножко и бабушка Фо, и офисный юнга, и ангел-пьяница, и сам-себе домовой, и объект пользования кота и жителей зашкафья. Да и лунного Лиса многие видели, правда?
Так что очень быстро возникло ощущение что и стихи - про меня, и я здесь - со своими. Нет, со своими не в нынешнем значении, а примерно в перпендикулярном.
И третьей мировой не обломилось ни улицы, ни авеню, ни стрит, ни маленького краешка балкона, Поскольку в доме номер сорок три вершились судьбоносные законы. Покоились хвосты, лоснился мех, вилась дорожка лунного винила. И это чёрт-те что хранило всех. Чёрт знает для чего, но сохранило.
Ну и отдельное удовольствие - от песен Евгения Женевьева на стихи Свирели. Знаете, это такие отличные дворовые песни. Дворовые - не уничиженье, а жанр. Их нужно слушать только вживую. Важны не техника исполнителя (хотя у Евгения она великолепна), а его искренность и темперамент. Тогда поневоле дышишь в такт, погружаешься в поток этой длинной и немного путаной баллады, а потом выныриваешь - ух ты, здорово! И совсем неважно, что "Офис сокровищ" похож на "Еще не вечер" Высоцкого. Все "пиратские" песни такие, зачем усложнять?
Джим задремал. Из капюшона сна он слышит голос Трелони: проснись, сегодня мы гуляем, всем вина, зачем здесь сундуки — несите вниз!
А еще Резная Свирель удивительно щедра. Несколько сотен стихов выложены в открытый доступ - читайте, слушайте, пользуйтесь! Но если тоже хотите приобщиться к живой атмосфере волшебства - следите за объявлениями в ее группах. Будут еще концерты. В Самаре, Казани, Петербурге, Москве, других городах. Приходите!
-----------------------------------------
Еще на канале о стихах и спасении мира.