Компания Advanced Navigation, известная своими разработками в области ИИ и навигационных технологий, делает значительные шаги в изучении океанов с помощью своего подводного дрона Hydrus. Недавно это инновационное устройство исследовало сложные глубины кладбища кораблей у острова Роттнест в Индийском океане, недалеко от побережья Западной Австралии. Команда с энтузиазмом обнаружила, что Hydrus зафиксировал обломки корабля длиной 64 метра на дне океана — это удивительная находка, особенно учитывая, что этот объект более чем в два раза больше синего кита, крупнейшего морского животного.
Неизученные глубины океана
Удивительно, но лишь 24% океанского дна исследовано и картографировано людьми. Среди неизведанных 76% находятся около трех миллионов неоткрытых кораблекрушений, а у берегов Западной Австралии уже зарегистрировано 1819 затонувших судов. Каждый из этих обломков может предоставить ключ к пониманию культур, истории и науки прошлого. С начала 1900-х годов кладбище кораблей у Роттнеста стало местом упокоения судов, военно-морских кораблей, самолетов и секретных подводных лодок. Однако большинство этих обломков остаются неоткрытыми из-за их нахождения на глубинах от 50 до 200 метров. Для получения данных с таких глубин требуется специализированное оборудование и подготовка, что делает миссии чрезвычайно дорогими и сложными.
Фотограмметрия кораблекрушений
Достаточно маленький и маневренный, чтобы его мог развернуть один человек, микро АНПА Hydrus использовал свои передовые навигационные и коммуникационные датчики для съемки видео в 4K. После всплытия команда проанализировала данные и с радостью подтвердила, что Hydrus исследовал затонувший корабль длиной 64 метра. Получив точные координаты обломков, команда запустила два устройства Hydrus для трех миссий, завершив полный обзор всего за пять часов. Такая оперативность имеет решающее значение для подводных исследований, где расходы могут быстро возрасти.
Реконструкция затонувшего корабля
Hydrus специализируется на фотограмметрии кораблекрушений, и команда Центра визуализации HIVE при Университете Кертина с помощью данных, собранных Hydrus, реконструировала высокоточное изображение обломков в 3D. Для этого процесса использовались геопривязанные 4K изображения и видеоматериалы, чтобы создать цифровую трехмерную модель кораблекрушения.
«Включение навигационных координат для геолокации — это фантастическая функция Hydrus. Невозможно переоценить, насколько это помогает при сопоставлении данных и снижении времени обработки, особенно при работе с большими наборами данных», — отметил доцент Эндрю Вудс из Центра визуализации HIVE при Университете Кертина.
Исторические кораблекрушения на больших глубинах
В ходе исследования, проведенного доктором Россом Андерсоном, куратором Западноавстралийского музея, было установлено, что найденные обломки представляют собой угольный корабль, которому уже более 100 лет, и который когда-то находился в Фримантле. Эти старые железные суда использовались для обслуживания пароходов в Западной Австралии. Большинство из 15 зарегистрированных железных и деревянных кораблей на кладбище кораблей были построены в качестве быстрых клиперов для торговли зерном и шерстью между Великобританией и Австралией в период с 1860 по 1880 годы, а затоплены они были в 1920–1930-х годах. В настоящее время они покоятся на дне, ожидая дальнейших исследований.
«Это самые четкие и полные данные, которые Западноавстралийский музей когда-либо получал по этим обломкам. Изображения такого высокого разрешения бесценны для морских археологических исследований и изучения подводного культурного наследия. Благодаря инструментам, таким как Hydrus, мы можем получать точные карты и 3D-модели исторических кораблекрушений на больших глубинах и узнавать больше о нерассказанных историях под волнами», — объяснил Росс Андерсон.
Раскрытие тайн
Данные переданы в Западноавстралийский музей для размещения в его публичных архивах и могут быть представлены в натуральную величину на цилиндрическом дисплее Центра визуализации HIVE при Университете Кертина. Команды теперь нацелены на раскрытие других тайн, таких как роскошный пассажирский корабль SS Koombana, который исчез в водах урагана в 1912 году с более чем 150 пассажирами на борту. В будущем планируется продолжить исследования Индийского океана с помощью Hydrus в надежде открыть больше загадок.
Изменение подхода к исследованиям океана
Сбор данных об океане традиционно был рискованным и дорогим. Спуск водолаза или дистанционно управляемого аппарата (ROV) на глубину менее 50 метров стоит около 20 000 австралийских долларов, а погружения на глубины более 50 метров могут превышать 100 000 австралийских долларов.
Однако, по словам представителей Advanced Navigation, новый Hydrus меняет экономику исследований океана. В этой миссии Hydrus сократил расходы на обследование на 75%, что позволило команде проводить более частые и обширные исследования за более короткий период. Его компактный дизайн (вес около 7 кг) устраняет необходимость в больших судах, сложных системах запуска и профессиональных дайверах.