Продолжаем и, наконец, заканчиваем цикл статей о «Бездомном псе» (ссылка на первую часть, ссылка на вторую часть и ссылка на третью часть)…
…Далее бравый милиционер отправляется в приключения — духовные и физические. С одной стороны, его сильно беспокоит тот факт, что он предстал перед собой, начальством и обществом в столь безответственном свете. Кто знает, в каких руках окажется его пистолет? С другой, Мураками горит желанием собственноручно отыскать грабителя и предупредить грядущую катастрофу. Благо, что начальник отдела не принимает прошение об увольнении по собственному желанию, мотивируя героя забыть о напрасных переживаниях и всё же взяться за дело.
Мураками ступает на путь становления настоящим профессионалом в области уголовного розыска: получает наводки на теневой рынок продажи оружия, переодевается в грязные рваные тряпки и бесконечно гуляет по опасным улочкам города в надежде наткнуться на представителя криминального мира, дабы в дальнейшем использовать его в качестве логической ниточки расследования (та самая длинная сцена прогулки главного героя, ставшая одной из культовых в фильмографии Куросавы), также общается с проститутками и не забывает устраивать облавы.
По мере того, как герой проводит сыск, его назначают в напарники к бывалому детективу Сато, которого сыграл ещё один постоянный актёр Куросавы Такаси Симура. Здесь внимательный зритель может сразу уловить сходство с картиной Дэвида Финчера «Семь», в которой так же молодой бравый милиционер, разрываемый эмоциями и страстью, оказывается в духовном плену у мудрости наученного годами и опытом коллеги. Можно сказать, что Сато является последним пристанищем ментального здоровья протагониста — именно через него транслируется главная мысль всей ленты: неважно, насколько разрушительны обстоятельства твоей жизни и насколько громоздкое зло тебя окружает, ведь именно ты и твое сердце, а не окружающее горе, решают, чью сторону занять — тьмы или света.
Сначала украденный пистолет используется для ограбления, потом и вовсе для убийства, а ближе к финалу даже для того, чтобы забрать жизнь мудрого детектива Сато, который успел стать для Мураками наставником. Безусловно, такая череда трагедий сбивает его с толку. Более того, герой узнает, что преступник, убивший человека с помощью его табельного оружия, очень схож с ним самим биографически. Так же, как и Мураками, он вернулся с войны на поезде, не зная, что делать со своей жизнью дальше. У него так же, как и у Мураками, своровали вещи и последние накопления. Однако между двумя ветеранами есть заметная разница — один решил направить свою запутанность и сломленный (сначала национальной и международной драмой, а после и профессиональной) дух в позитивное русло; решил помогать и созидать, чтобы разорвать порочный круг разрушения, пленившего Японию и его самого. А второй пошел по простому, соблазнительному пути разбоя и криминала; по сути, поддался пороку и тьме, что окружили его душу, — банально не смог противостоять натиску демонов внутри и извне.
Акира Куросава, с одной стороны, представил зрителю своего рода очень простенькую притчу о добре и зле. С другой, подсветил для своей родины надежду; продемонстрировал, что у Японии и её народа ещё есть шанс на светлое будущее, несмотря на депрессивность послевоенной эпохи и соблазн свернуть на дорожку саморазрушения.
Ссылка на мой телеграм-канал: