Сегодня мы поговорим о фильме великого (о том, насколько это слово на самом деле применимо и оправданно в данном случае, я ещё не раз поговорю в своём блоге) японского режиссёра Акиры Куросавы — «Бездомный пёс» 1949 года выхода.
В этой статье, которая запустит небольшую серию текстов о «Бездомном псе», я хочу сконцентрировать своё и, конечно, ваше внимание не только на сюжете и смысловой подоплёке кинокартины Куросавы, но и — быть может, и в большей степени — на производственных деталях, интересных фактах и трудностях, имевших место быть до, вокруг и во время её создания. Что странно, о многих событиях, которые мы с вами обсудим, нельзя найти информации даже в отечественной версии «Википедии».
Как всё начиналось
Карьера Акиры Куросавы в качестве самостоятельного режиссёра, вырвавшегося из тисков ярлыка «ассистент», началась за 6 лет до выхода фильма, обсуждаемого в данном тексте. Притом, за эти 6 лет он успел снять аж целых 9 лент — и одну из них, «Тихую Дуэль», в том же 1949 году.
В период с 1943 по 1949 годы Куросава попрактиковался и в историческом, и в военном, и в драматическом кино; снимал материал для пропагандисткой машины, подвергался цензуре сначала японского, а после и американского оккупационного руководства. Следовательно, уже почти 40-летний кинодел (родился японец в 1910 году) подошёл к своему новому проекту, который ставил перед собой цель проанализировать послевоенное общество страны Восходящего Солнца, не без опыта — как жизненного, так и профессионального.
Главную роль в «Бездомном псе» исполнил великолепный Тосиро Мифунэ — тот самый харизматичный актёр, с которым режиссёр почти без перерыва сотрудничал 17 лет, начиная с «Пьяного ангела» (1948). Интересно, что Куросаве пришлось уговаривать руководство студии «Toho», что не оценило харизму молодого начинающего актёра, взять Мифунэ на роль в упомянутом фильме.
К слову, на этом разногласия режиссёра со студией не закончились. Можно даже сказать, что именно с них зарождалась работа над «Бездомным псом». После релиза «Пьяного ангела» компания «Toho» на много месяцев погрузилась в разбирательства с рабочими и сотрудниками, которые устроили забастовку и при участии профсоюза захватили территорию студии.
Прекращение выплаты зарплат и не самая, судя по всему, прагматичная политика «Toho» вынудили Куросаву прекратить сотрудничество с киностудией. Позже он прокомментирует этот инцидент, заявив следующее: «Я пришел к пониманию, что студия, которую я считал своим домом, на самом деле принадлежала незнакомцам».
Вышеописанные события подтолкнули мастера и его знакомых режиссёров и продюсеров, среди которых также был один из директоров «Toho», к созданию собственного, если так можно выразиться, арт-объединения, что могло свободно заниматься продюсированием кино — «Ассоциация киноискусств» («Eiga Geijutsu Kyokai»)…
А о непосредственных съёмах фильма и о том, как они были связаны с Годзиллой, поговорим уже в следующей статье!
Подписывайтесь и следите!
Ссылка на мой телеграм-канал: