Найти тему
Микаэль Оганов

«Бездомный пёс» Акиры Куросавы. Эндшпиль V. 1

В предыдущих двух статьях (ссылка на первую часть и ссылка на вторую часть) мы, как только смогли, обсудили сухую техническую подоплёку фильма японского режиссёра Акиры Куросавы «Бездомный пёс»: события, что следовали за его съёмками; людей и актёров, которые этими съёмками занимались. 

Как я и обещал ранее, мы наконец начнём говорить непосредственно о смысловой и «философской» составляющей ленты Куросавы — её контексте и посыле, в первую очередь для послевоенного японского общества. Тем не менее без упоминания интересных фактов производства я не обойдусь. 

Основано на реальных событиях

На съемочной площадке фильма
На съемочной площадке фильма

Вдохновлённый «Обнажённым городом» французского классика жанра нуар Жюля Дассена Куросава решил проработать свою столь же жанровую историю со всей серьёзностью. Для этого режиссёр посылает Рюдзо Кукусиму, о котором я уже упоминал в прошлой статье, в Токийское столичное полицейское управление, чтобы тот предельно внимательно отобрал и изучил уголовные дела для дальнейшего использования в сценарии. К слову, судя по всему, Кукусима и вправду нашёл в архивах Токийского столичного управления дело, ставшее фундаментом для экранных страданий Мураками, которые мы сейчас и помусолим. 

Самый разгар лета. Япония, что всеми силами пытается восстановиться после разрушительной трагедии войны. На экране появляется главный герой — молодой амбициозный Горо Мураками, что работает в полиции Токио, в отделе по расследованию убийств. По сути, работа представляется предельно грязной и ответственной. Шутки прочь, ведь речь идёт о деятельности «на поле», укрытом потерянными человеческими жизнями. 

Однако, по иронии судьбы, молодой офицер оказывается в крайне комичной (для стороннего наблюдателя, но уж точно не для убитого горем протагониста) ситуации — пока он прокатывался в душном троллейбусе, наполненном до отказа потными недовольными людьми, у него крадут табельное оружие — пистолет Кольт.

Пистолет в «Бездомном псе» можно рассматривать в качестве того самого «МакГаффина», так горячо любимого «мастером саспенса» Альфредом Хичкоком. «МакГаффин» — это, если вкратце, тот или иной предмет, вокруг которого в литературе и кинематографе крутятся все основные события. «МакГаффин» позволительно назвать чисто техническим фокусом, который представляет автору пространство для развития своей фабулы. Достаточно вспомнить, например, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино с его таинственным святящимся чемоданчиком, за которым охотились Винсент Вега и Джулс Уиннфилд. Так и злосчастный — только не святящийся — Кольт Мураками становится отправным событием для всего фильма. 

А вот к чему именно привёл японский МакГаффин рассудим в следующей статье. Подписывайтесь и следите!

Ссылка на мой телеграм-канал:

Обезьяны и кино