Сегодня в нашем обзоре очень любопытная птичка — обыкновенный жулан, или жулан-сорокопут. Я расскажу о самом интересном — о пищевом поведении этого хищника.
Основа написанного — выдержки из научных статей без какой-либо интерпретации с моей стороны. Я позволил себе выделить жирным шрифтом пару важных, на мой взгляд, моментов в конце данного текста, не более того.
Перед тем как начать, небольшая ремарка: людям с тонкой душевной организацией читать нижеизложенное не рекомендуется. Так, на всякий случай.
Начну с высказывания Альфреда Брема. (Жизнь животных. Птицы. 2001): "Жулан — один из опаснейших врагов мелких певчих птиц. Там, где пригнездилась пара жуланов, постепенно исчезают все малиновки и разные певцы, населяющие сады и кусты, даже гнездящиеся в углублениях земли; они покидают место своего обитания вследствие постоянной опасности, или же ловятся и поедаются жуланом. Он искусно отыскивает гнёзда, и если ему удастся найти одно из них, то он, уже без сомнения, утащит всех птенцов одного за другим".
Ссылаясь на наблюдения Наумана, Альфред Брем пишет: "Он собирает... даже совершенно насытившись, большие запасы и зараз поедает их, как только опять проголодается. Так, в хорошую погоду можно найти наколотыми на шипы только жуков, насекомых и маленьких лягушек, а в холодную целые ряды убитых птенцов. Мне самому несколько раз случалось находить между ними даже уже оперившихся и вылетевших из гнезда малиновок и ласточек. Мозг птичек составляет, по-видимому, его лакомство, так как у большей части птиц, которых я находил наколотыми, был прежде всего выклеван мозг из головы".
Жулан ловит всё, что шевелится. Он добывает ползающих, малоподвижных, быстро бегающих и летающих.
В его меню входят около 70 видов беспозвоночных животных, составляющих до 60% его рациона, и 32 вида мелких позвоночных, преимущественно грызунов и земноводных.
Последние становятся постоянными объектами питания только в местах их концентрации. Подавляющее большинство пойманных хищником земноводных — расселяющиеся сеголетки, только что закончившие метаморфоз.
Пресмыкающиеся в составе кормов жулана не обнаружены, видимо, в связи с их низкой численностью. Тем не менее, отмечены два случая нападения жуланов на молодых ужей длиной 30-40 см.
Большинство добытых хищником птиц — гнездовые птенцы, слётки или молодые. Самец также преследует пролетающих мелких воробьиных.
Рыбу жулан может добывать только при особых условиях, например, при высыхании небольших водоёмов.
Свежей падалью жулан тоже не брезгует. Ученые неоднократно выкладывали на присады добытых давилками рыжих полёвок, и птицы всегда питались ими.
Состав корма жуланов прежде всего зависит от способов охоты этих птиц. Они ловят добычу на лету, выхватывают её из травы, вытаскивают пауков из паутины, извлекают из трещин коры крупных бабочек. Последние два способа охоты жуланы применяют редко. Чаще всего птиц видели во время сбора корма на земле и при ловле добычи в воздухе.
Пойманную добычу жулан защемляет в развилках ветвей или, что намного чаще, накалывает на колючки, отщепы древесины и острые сучки. Крупные умерщвлённые жертвы разрываются и бывают закреплены по частям, а насекомые и амфибии часто запасаются живыми. Мелкие и нежные насекомые — крылатые самки муравьёв, двукрылые или бабочки — бывают наколоты с ювелирной точностью и изяществом почти неповреждёнными, крупная добыча закрепляется с такой силой, что иногда обламывается сам шип.
Фиксация жертвы на колючке является самым обычным приёмом манипулирования добычей, облегчает её разделывание и позволяет равномерно распределять корм в течение ближайшего времени. Лишь при избытке свежей добычи её неиспользованная часть переходит в категорию долговременных запасов и может служить «аварийным резервом» в неблагоприятные периоды погоды или же она не используется вообще. Очевидно, эта интересная повадка возникла у сорокопутов в связи с охотой на позвоночных животных, которых невозможно съесть за один приём.
Жуланы накалывают добычу в течение всего сезона, при этом выделяются два периода, когда это происходит чаще. Первый период приурочен ко времени образования пар, откладки яиц и насиживания и совпадает с массовым лётом майских хрущей. Ученые несколько раз наблюдали интенсивное запасание насекомых холостыми энергично токующими самцами. Видимо, создание запасов на этой фазе гнездования является своеобразной демонстрацией охотничьих способностей самца и кормности занятого им участка. У самцов серого сорокопута величина запасов корма влияет на выбор самкой самца и на репродуктивный успех. У жулана накалывание добычи достигает своего максимума вслед за появлением птенцов, что вызвано резким увеличением потребности в пище. В это время среди запасов значительно возрастает доля мелких позвоночных.
По наблюдениям ученых, потребление запасов резко возрастает при похолоданиях и затяжных дождях. Часть или всю наколотую утром добычу птица поедает днём, когда активность позвоночных снижается и охота на них не так успешна. Жертва поедается за несколько приёмов, начиная с головы. Остаток каждый раз накалывается по-новому, так, что к концу на колючке остаётся только клочок шкурки. Гнездовым птенцам и насиживающей самке самец приносит кусочки мяса, а слёткам — целые жертвы, которых накалывает, и те разрывают их сами.
Активная роль самца в период воспитания птенцов выражается не только в интенсивном кормлении потомства, но и в активной его защите. Жулан может запросто напасть на человека. Они агрессивно гоняют относительно крупных птиц — врановых, кукушек, дятлов.
Мелким тоже достается. За 65 часов наблюдений у гнёзд жуланов было зарегистрировано 138 нападений самца на овсянок, славок, синиц и дроздов. Все эти стычки были направлены на изгнание чужака с охраняемой территории. Погоня прекращалась, когда пришелец ретировался. Будь это не взрослые птицы, а нерасторопные слётки, то неизвестно, чем бы для них окончилось нападение жулана. Можно думать, что хищничество сорокопутов развилось именно на почве сильно выраженного территориализма.
При всей заботливости, которую самцы проявляют по отношению к птенцам и самкам во время гнездования, кажется несколько странным, что они способны на каннибализм.
Ученые визуально зафиксировали, как самец жулана уничтожил своих 3-дневных птенцов. Одному из них он оторвал голову и закрепил трупик в расщепе ветки хвороста рядом с ранее запасённой рыжей полёвкой. Через полтора часа этот птенец был съеден. При этом самка держалась поблизости от гнезда без заметных признаков беспокойства. Эта пара на следующий день начала строить новое гнездо. Впоследствии из него был выброшен один птенец, остальные три благополучно вылетели.
Всего в процессе наблюдений в результате каннибализма учеными зафиксировано 28 погибших птенцов из 11 гнёзд. Признаться, я не разобрался, за какой срок было зафиксировано вот это вот всё.
Каннибализм тесно связан с характером питания вида и основывается на ярко выраженном хищничестве жулана. Прямыми причинами каннибализма у других птиц обычно считается недостаток корма или его неполноценный состав. Однако, такая связь каннибализма у жулана с кормовыми условиями прослеживается не всегда. Он отмечался при различных погодных условиях, в годы с хорошей кормовой базой. Важно и то, что в ряде случаев его проявления, около гнёзд имелись запасы корма.
Отнюдь не игнорируя роли пищевого фактора, ученые обращают внимание на возможные поведенческие механизмы каннибализма, в частности, детоубийства. Известно, что многие птицы удаляют из гнёзд или заглатывают птенцов с нарушенным стереотипом поведения — перекормленных, с подавленной пищевой реакцией, малоподвижных, ослабленных, чаще всего самых младших в выводках.
Отставание в развитии, а следовательно, и в поведении младших птенцов выводка — обычное явление у жулана. Оно может способствовать возникновению каннибализма у родителей. По всей вероятности, возможны и неспровоцированные нападения. Наблюдения свидетельствуют о возрастании агрессивности самцов жулана по ходу репродуктивного цикла, в особенности после вылупления птенцов. Эта агрессивность, первоначально адресуемая любым нарушителям территории, может затем распространяться и на свой выводок. Учеными неоднократно зафиксированы угрожающие демонстрации и нападения самца на слётков. Причинный анализ фактов детоубийства у птиц требует дальнейшего исследования структуры индивидуального поведения взрослых и птенцов.
Несомненно, что каннибализм может служить одним из факторов саморегуляции численности вида. В случаях недостаточности пищевых ресурсов популяция «жертвует» своей частью, чтобы обеспечить нормальные условия для оставшихся особей. Вполне вероятно, что виды с сильно выраженной склонностью к каннибализму лучше переживают неблагоприятные критические ситуации.
Вот, собственно, и всё. Краткий обзор пищевого поведения обыкновенного жулана закончен. Признаться, некоторые факты из жизни этой симпатичной птички меня удивили.
После прочитанного и осмысленного подойти к сорокопуту в брачный период я вряд ли отважусь. Он либо мне навтыкает, либо птенцов по моей милости сожрёт. Не зря всех предупреждают — не беспокойте птиц в период гнездования. Это для них чревато.
Я снимал жулана-сорокопута в начале августа в Подмоклово Серпуховского района. К счастью, все уже выросли. Любопытная молодежь активно позировала, взрослые на контакт не шли. До этого птицы данного вида в кадр не попадали. Наколотых на колючки жучков-паучков, мышек-лягушек я не встречал. Поэтому проиллюстрировал статью тем, что у меня было.
______________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал О пернатых и лохматых. Обещаю много интересного.
_______________________________________________________________________
Подробнее о пищевом поведение жулана-сорокопута написано в приведенных ниже научных статьях.
А.А. Виноградов. Некоторые особенности кормового поведения жулана Lanius collurio в Тверской области. Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1989: 4992-4995.
Н.П. Кныш. О накалывании (запасании) добычи сорокопутом-жуланом Lanius collurio. Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1161: 2349-2359.
И. В. Прокофьева. О поведении и питании сорокопутов-жуланов Lanius collurio в гнездовое время и после него. Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 217: 343-351.
Н.П. Кныш. О каннибализме у сорокопута-жулана Lanius collurio. Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1137: 1523-1525.
Н.П. Кныш. Позвоночные животные в питании сорокопута-жулана Lanius collurio. Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1372: 4658-4662.