Найти тему
"Хомо люденс"

Фейки и настоящая игра на инструментах в кино: кто играл сам, а кому руки «приклеивали»

«Бaлбec» в комедиях Гайдая играл сам, у Шарапова же «были» руки женщины... Когда в кадре показывали лишь имитацию усилий, а когда актеры старались для ролей, специально обучаясь игре?

В большинстве случаев исполнитель роли только делал вид, будто играет, а ему монтажом «приклеивали» руки.

В более ранних фильмах, особенно черно-белых, нередко руки и актера не монтировали, пуская в ленту героя целиком. Так получалось, что он пассивно и ненатурально бряцал по клавишам или струнам.

Однако бывало, что подбирали тех, кто уже умел играть. А некоторые даже с нуля осваивали музыкальные инструменты для роли.

Давайте рассмотрим 14 самых интересных примеров.

Начнем с советской комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1). Она по определению была музыкальной и таковой же воспринималась широкой публикой.

Однако исполнители главных ролей сами играть не умели, во всяком случае достаточно для артистов джаз-«банды».

Поэтому они перед камерой имитировали игру, а на самом деле играли музыканты из эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла. Кроме того, использовались архивные записи 1920-х гг.

Словом, всё было серьезно, и это создавало соответствующее впечатление у зрителей, что в том числе имело курьезные последствия.

Так, Александр Панкратов-Черный, смеясь, делился с журналистами, что на гастролях к исполнителям главных ролей порой подходили местные жители и просили «cлaбaть» что-нибудь джазовое на каком-нибудь мероприятии. Когда им рассказывали, что для картины музицировали настоящие музыканты, местные очень удивлялись.

А вот Володя Шарапов играл… руками женщины.

В советском детективе Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (2) в сцене, где молодой муровец попал в «малину», он сыграл бандитам 2-й этюд Фредерика Шопена и «Мурку».

Владимир Конкин умел неплохо играть и сам. Но данный этюд Шопена был уж очень виртуозным. Тут требовалась техника профессионала. Поэтому клавиши терзала специалист – музыкальный редактор киностудии Галина Бурименко.

Так и получилось, что над пианино руки мелькали довольно изящные. Конечно, Шарапов тоже был стройного телосложения. Но все же не такого, как у женщины.

Впрочем, ляпом это не стало. Заметить подмену мужских рук на женские можно лишь на стоп-кадре, и то с большим трудом.

Кадр из советского детектива Говорухина «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из советского детектива Говорухина «Место встречи изменить нельзя»

Конечно же, подобное бывало не только в кино СССР. Монтировали руки и героям фильмов других стран.

Так, в польской исторической драме Романа Полански «Пианист» (3) одного из лучших пианистов Польши 1930-х гг. сыграл Эдриен Броуди, а во время исполнения партий на рояле его дублировал настоящий музыкант Януш Олейничак.

Или вот в знаменитой голливудской мелодраме Гарольда Рамиса «День сурка» (4) метеоролог Фил Коннорс поражал местную публику виртуозной импровизацией на синтезаторе. И в кадре показали актера Билла Мюррея целиком, вместе с руками над клавишами.

Интересно, что это была импровизация над мелодией, написанной русским композитором – Сергеем Рахманиновым (во второй половине жизни уехавшим в Штаты): вариация «Рапсодии на тему Паганини».

При этом сам актер не умел не только музицировать, но и вообще разбираться в нотах. Однако он самоотверженно научился играть на пианино на слух.

Увы, это умение пригодилось сугубо для общих кадров. В целом же руки метеоролога во время выступления были не слишком отчетливо видны. И принадлежали они в той сцене не актеру, а Терри Фрайеру, числившемуся композитором и пианистом киностудии. Задача Мюррея была лишь покачиваться в такт мелодии...

В замечательном советском фильме для детей «Приключения Электроника» Константина Бромберга (5) песен было несколько. В их записи участвовали профессиональные музыканты, певцы и актеры.

Но в кадре показали, как оба главных героя сами играли на гитаре. И на съемках братья Торсуевы действительно играли собственноручно. В прямом смысле слова. Просто потом в ленту включили запись профессионалов. Но по струнам-то вполне умело били руки именно Юры и Володи.

Мальчиков во многом и пригласили на съемки с учетом, что они оба были с гитарой «на ты» (даже в музыкальной школе учились). Среди других требований были навыки пластичного танца, пения и езды на мопеде.

Близнецы умели всё это и еще многое другое. Поэтому выбор режиссера остановился именно на них. Хотя, между прочим, братьям тогда было по 13 лет, а кастинг проходил для подростков помладше.

Кинопробы на Электроника и Сыроежкина (взято на странице Виталия Дубогрея)
Кинопробы на Электроника и Сыроежкина (взято на странице Виталия Дубогрея)

Не совсем актер, но в тот момент оператор, а в будущем – известный режиссер исполнил партию гитары в фильме СССР Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (6): Петр Тодоровский. Речь – о песне, которой было суждено на долгие годы стать хитом: «Когда весна придет, не знаю».

Пальцами же по струнам в кадре перебирал актер Николай Рыбников. Так вместе с игрой Тодоровского их песня в фильм и вошла.

Как нередко бывало, «ноги» у этой песни «росли» в сценическом прошлом: еще до съемок данного фильма ее исполняли в Театре им. Е. Б. Вахтангова в спектакле о шахтерах «Макар Дубрава».
Но постепенно эту пьесу с репертуара сняли, а чудесная мелодия осталась. Так бы и сгинула она, если бы не решение использовать ее в новом советском кино.
Кадр из советского фильма Миронера и Хуциева «Весна на Заречной улице»
Кадр из советского фильма Миронера и Хуциева «Весна на Заречной улице»

Из западных картин вспомним драму Уэса Крэйвена «Музыка сердца» (7). В ней исполнительница главной роли Мэрил Стрип перед съемками прошла экспресс-курс игры на скрипке. Но потом это умение пригодилось ей сугубо для имитации, музицировали же профессионалы.

Забавно, что на эту роль вначале претендовала Мадонна, которой также пришлось обучиться азам игры. Но потом у эстрадной звезды не получилось поучаствовать в съемках, и от этого опыта у нее остались только пресловутые азы. Интересно, использовали ли она их когда-нибудь?..

Одним из талантов, сумевших перед камерой сыграть не только драматически, но и музыкально, был Павел Луспекаев, воплотившийся в таможенника Павла Верещагина в советском фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (8). «Госпожа удача» звучала именно с его вокалом.

Более того, Исаак Шварц написал ее специально «под» этого актера: сочинял, представляя, как именно он будет ее исполнять.

Шварц и Луспекаев уже имели опыт совместной работы над песнями – в спектаклях Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

Как результат – «Госпожа удача» впоследствии стала одной из самых знаменитых песен кино СССР. И почти каждый, кто сам ее напевает, старается повторить незабываемые интонации, вплоть до пауз, луспекаевского «для кого ты – добрая, для кого – …иначе».

На гитаре же для «Белого солнца пустыни» сыграл гитарист Алексей Якушев, в то время участвовавший в популярном Московском трио гитаристов и активно работавший на киностудии.

Встречались многосторонние таланты и среди западных актеров, например в Голливуде.

Так, Майлз Теллер, воплотившийся в джазового музыканта в драме Дэмьена Шазелла «Одержимость» (9), умел барабанить еще до съемок. Во многом это было условием кастинга.

А звездному Расселу Кроу ради воплощения в образ капитана в приключениях Питера Уира «Хозяин морей: На краю Земли» (10) пришлось с нуля освоить скрипку.

Или вот в драме Джона Мэддена «Выбор капитана Корелли» (11) исполнитель заглавной роли Николас Кейдж до этих съемок даже не брал в руки инструментов. У него вообще не было «никаких музыкальных способностей». При этом он мужественно обучился играть на мандолине.

Фильм с Кейджем был воспринят критиками и публикой весьма противоречиво. Но собственно на мандолине он играл от души и выглядел при этом искренне.

Возвращаясь на родные просторы, вспомним, что советский актер Владимир Ивашов в «Новых приключениях неуловимых» Эдмонда Кеосаяна (12) лично спел «Русское поле» и подыграл себе на гитаре. Песня потом стала своего рода символом фильма.

Кадр из кино Кеосаяна «Новые приключения неуловимых»
Кадр из кино Кеосаяна «Новые приключения неуловимых»

Герой Ивашова – белогвардейский офицер – затем появился в кино Кеосаяна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (13). И там он тоже пел и играл сам – на сей раз романс «Над окошком месяц».

Кинокритики утверждают, что именно при съемках этих двух картин впервые проявился музыкальный талант Ивашова.

Наконец, любимец всей страны Юрий Никулин в знаменитой советской комедии Леонида Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (14) не только лично спел «Постой, паровоз» и подыграл себе на гитаре, но и с самого начала предложил эту песню использовать.

Кстати, немножко в записи поучаствовал и Георгий Вицин: наполовину спел – наполовину проговорил пару строчек. И настолько смешной получился дуэт, что песня ушла в народ.

Что любопытно: она звучала в еще одном кино СССР – «Калине красной» Василия Шукшина.
Кадр из комедии СССР Гайдая «Операция "Ы"...»
Кадр из комедии СССР Гайдая «Операция "Ы"...»

П. с. Друзья, дополняйте известные вам примеры актеров, которые играли сами или «с чужими руками» в кадре. ;)

А в развитие темы читайте мои посты «Музыку к комедиям Гайдая писали тоже весело: 5 историй со съемок», плюс «8 занятных примеров искажения фактов в эстрадных песнях» и еще «Седина в бороду Максима Леонидова, или "Девочка-виденье" из песни группы "Секрет"».

И отгадывайте муз-кино-тесты, где надо назвать фильм или мультик по инструменту в кадре и конкретно по гитаре, а также по танцу и вот даже по колыбельной.

#кино #культура #телевидение #комедии #СССР #музыка #знаменитости #советскоекино