Несмотря на осторожность, с которой эксперты пророчили популярность электромобилей в России, они всё же завоевали сердца и кошельки россиян. Согласно данным автомобильных торговых площадок, за год спрос на электроавто в России вырос почти в два раза. Мы проанализировали, какие модели электрокаров выбирают чаще, а также составили прогноз по развитию зарядной инфраструктуры и доступности электрозарядок.
Какие бренды электрокаров покупают чаще?
В настоящее время россияне предпочитают покупать дорогие автомобили стоимостью от 4 до 10 миллионов рублей, что делает их в значительной степени «игрушками для богатых». До недавнего времени у нас практически не было доступных электромобилей, которые мог бы приобрести среднестатистический россиянин, и эта ситуация сохраняется до сих пор.
В целом, количество зарегистрированных электроавто в стране увеличилось втрое за последние три года, достигнув 55 тысяч, согласно данным Министерства экономического развития. Ещё недавно каждая третья такая машина была японская. Однако сейчас китайские бренды начинают увеличивать свою долю на российском рынке. В скором времени выбор моделей из Китая значительно расширится.
Среди чистых электромобилей лидирует бренд Zeekr, который воспринимается как премиум-класс и имеет отличное соотношение цены и качества, что делает его безусловным лидером в этой категории. Lixiang также пользуется популярностью, хотя в основном они предлагают гибридные автомобили. Официально в Россию начинает поставляться автомобиль WEY, который продаётся в Европе и стал победителем краш-тестов в своём сегменте. Ожидается, что в ближайшее время в России появится автомобиль Avatr, который проходит сертификацию и вскоре получит одобрение типа транспортного средства, после чего начнётся официальное поступление машин в страну. Это дочерний бренд Changan и премиальная марка электромобилей.
Кто займется инфраструктурой зарядных станций?
Пока спрос на электромобили продолжает расти, инфраструктура зарядных станций всё ещё недостаточно развита. Согласно исследованию компании «Яндекс», в крупных городах России на каждые 100 тысяч жителей приходится всего лишь одна зарядная станция для электромобилей. Для сравнения, в Европе этот показатель составляет около пяти станций на 100 тысяч человек.
Не все автолюбители могут рассчитывать на собственные частные гаражи, где смогут заряжать свои электрокары собственными зарядными станциями. Основные их ожидания связаны с развитием городской инфраструктуры, когда зарядить электрокар можно будет в течение дня во время поездок на работу или по делам.
Ожидается, что первыми придут на помощь сети АЗС. При строительстве новых уже закладывают возможность размещения на традиционных заправках электрических зарядных станций. Второй вариант – крупные компании и торговые центры, которые будут размещать электрозарядки на своих стоянках. Отсюда закономерно возникает вопрос, кто обеспечит их соответствующим оборудованием.
В 2024 году Группа Компаний Benza, которая производит каждую третью контейнерную АЗС в России, добавила в свою линейку продукции электрические зарядные станции. Выбор в пользу нового продукта продиктован ростом электротранспорта в России, а также изменениями на рынке автомобильного топлива.
«Мы поняли, что наши клиенты, которые сейчас заправляются топливом, рано или поздно неизбежно будут иметь в своих парках электрический автомобильный транспорт. А значит это нужно обязательно учитывать и помочь бизнесу подготовиться к переходу на электроэнергию как вид топлива», – пояснил основатель Группы Компаний Benza Михаил Колесников.
Первая опытная станция на 360 квт. была запущена в эксплуатацию на территории предприятия для собственных нужд компании. В ближайшее время будут установлены 4 тестовых станции для коммерческой зарядки на 160 квт. А к концу года производитель планирует начать серийный выпуск.
Переход на электротранспорт будет сопровождаться развитием инфраструктуры электрических заправок внутри предприятий. Benza рассчитывает обеспечить потребность таких корпоративных клиентов, выпустив для них в течение трех лет около 2 000 электрических зарядных станций. Компания планирует сосредоточиться на производстве электрозаправок мощностью 120, 160, 180, 240 и 360 киловатт.
На данный момент Benza производит каждую третью контейнерную АЗС в России и является отечественным разработчиком цифровых систем контроля и учета топлива. Новый продукт уже доступен в линейке производителя. Наиболее активный интерес к оборудованию для электрозарядных станций проявляют Москва, Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород, где сейчас особо интенсивно развивается инфраструктура для зарядки электромобилей.