Египет стал первой цивилизацией в истории человечества, а потому несколько тысячелетий его преимущество над полудикими соседями было неоспоримым. Но затем мир изменился, и недавние варвары стали теснить страну пирамид по всем фронтам. В 17-м столетии до нашей эры она впервые была завоевана иностранцами. Гиксосы, ливийцы, нубийцы, македонцы, римляне, арабы с тех пор непрерывно правили древнейшим государством на всей земле. Иногда они размещали здесь свою столицу, но чаще владения на Ниле оставались лишь провинцией более крупного царства.
Лишь в конце 9-го века уже исламизированные египтяне получили независимость и стали править своей родиной впервые за тысячу лет. С тех пор она стала одной из могущественнейших держав в мусульманском мире, изгнавшей крестоносцев и остановившей монголов. Этим Египте обязан тюрку Ахмаду ибн Тулуну – сначала рабу, затем воину, а потом царю.
Несмотря на длинную череду правителей-иностранцев, народ Египта сохранился, как единое целое. То ли благодаря наличию пирамид, одного из чудес света, что приводило к сильной местечковой гордости, то ли из-за крепкой демографической основы. Так или иначе, местные всегда находились в моральной оппозиции византийскому правительству, благодаря чему Александрийский патриархат стал одним из главных центров христианских ересей.
Каиниты, иконоборцы, ариане владели здесь умами в раннее средневековье, считая Константинополь городом-выскочкой. А благодаря введенным из-за долгой войны высоким налогам, копты дружелюбно отнеслись к арабским завоевателям. С тех пор здесь стал править ислам, но халифы не стали размещать тут свою резиденцию. Таким образом, для египтян принципиально ничего не изменилось. Их любимая родина оставалась всего лишь провинцией чужой страны.
Правда, в 9-м веке Арабский халифат уже лишился былого могущества. Откололись Северная Африка и Средняя Азия, остальные владения сотрясали смуты. Поэтому Аббасиды сделали ставку на тюркскую гвардию, покупая на востоке воинов-рабов, которые не были связаны с местными кланами и подчинялись одному правителю.
В 815-м году правитель Бухары подарил обряд конных лучников халифу аль-Мамуну – младшему из сыновей воспетого в сказках Гаруна ар-Рашида. Формально воины имели статус гулямов, т.е. рабов, но фактически стали военной элитой государства. Наш сегодняшний герой являлся представителем второго поколения этих бойцов, и родился в 835-м году уже в Багдаде. Но родиной его отца были земли, которые арабы называли Токуз, а именно Уйгурский каганат.
Ахмад, сын Тулуна получил хорошее военное образование и изучал богословие в медресе. Он проявил себя в сражениях с византийцами на границе, а как-то раз спас караван с халифским посланником, который лично сопроводил в столицу. С тех пор его заметил сам государь и стал давать важные поручения.
В то время халифы начали назначать своих тюркских офицеров наместниками провинций, так как доверяли им больше, чем местным властям. Приемный отец Ахмада получил назначение в Египет, но сам остался в Ираке, отправив вместо себя своего пасынка.
В 868-м году ибн Тулун вместе с войском пришел в тогдашнюю столицу Фустат. Формально ему поручили все дислоцированные в стране пирамид арабские войска. Кроме этого, он получил звание главы исламского культа. Но гражданские чиновники ему не подчинялись, а налоги собирались другими людьми.
В то время обстановка в стране была тягостной. Ранее власть принадлежала первым арабским колонистам, в основном, потомкам оседлых жителей Йемена и Хиджаза. Но перед прибытием ибн Тулуна они утратили свои привилегии и официальные выплаты, а править стали чиновники, посланные Багдадом. Зато впервые в истории мусульмане сравнялись с христианами по численности, а часть сельского и городского населения была арабизирована. В Верхнем Египте возникло независимое княжество близ золотых рудников, где правил один из потомков шиитского имама Али, претендовавший на халифский трон. Бедуины перестали подчиняться Фустату и грабили купеческие караваны.
Чтобы решить этот вопрос халиф наказал Ахмаду создать собственную армию, которая была сформирована за счет византийских и чернокожих рабов. А в качестве личных телохранителей наместник привлек афганцев, которые даже не были мусульманами на тот момент.
Пользуясь новым войском, ибн Тулун подавил мятежников и восстановил стабильность, сформировал администрацию из чиновников, получивших образование в Ираке. Он расширил оросительные каналы и поднял сельское хозяйство в стране, хорошо относился к христианам и иудеям, которые благословляли его правление.
С санкции халифа он завоевал Палестину, а затем получил в управление Сирию, так как византийцы к тому времени одержали над арабами немало побед. Помня о его подвигах в юности, повелитель правоверных надеялся, что его слуга сумеет одолеть греков. Таким образом, под контролем Ахмада оказались земли от Ливии до Малой Азии, а также значительный кусок на северо-западе Аравийского полуострова за исключением священных для мусульман городов.
Впервые за несколько тысяч лет Египет перестал быть подчиненной иностранной провинцией и оказался самостоятельным политическим игроком. Формально Ахмад ибн Тулун еще считался вассалом Багдада и платил немалую дань. Де-факто в конце своего правления получил независимость, поскольку Ирак сотрясали постоянные мятежи. Наместник даже взял в плен одного из претендентов на пост халифа, получив от его соперника множество преференций.
Где-то в это время он ушел из жизни, оставив своему сыну сильное войско, опытную администрацию и заполненную казну. Но наследники не сумели сохранить стабильность и через несколько десятилетий государство Тулунидов пало. Власть Багдадского халифата была формально восстановлена, а фактически наступила анархия. В 960-х годах Египет был завоеван шиитской династией Фатимидов, которая ранее утвердилась в Северной Африке. После этого он получил полную независимость и вскоре стал одной из величайших исламских держав.