Найти в Дзене
Юга.ру

Города мертвых. Кто и зачем мумифицировал усопших на Северном Кавказе

    Эльтюбю, май 2017 года Фото Юли Шафаростовой
Эльтюбю, май 2017 года Фото Юли Шафаростовой

Когда речь заходит о мумификации, воображение чаще всего рисует пески Египта, величественные пирамиды и саркофаги фараонов. Но традиция сохранять тела усопших существовала и на Северном Кавказе.

По просьбе Юга.ру журналист и антрополог Святослав Панченко рассказывает о мумиях в истории погребальной культуры региона.

Представьте себе путешествие по горным тропам Ингушетии и Осетии. Вы видите каменные усыпальницы, напоминающие то ли сторожевые башни, то ли застывшие шатры кочевников, затерянные среди суровых скал. А внутри усыпальниц можно найти мумии. В отличие от знаменитых египетских, они не так хорошо сохранились — время и суровый климат оставили на них свой след. Но даже эти безмолвные останки могут многое рассказать о жизни и смерти в горах Кавказа много веков назад.

Кем были люди, избравшие столь необычный способ погребения? Как традиция мумификации пришла на Северный Кавказ? Какие тайны хранят в себе форма и расположение усыпальниц?

Мумии на Кавказе и в мире

Мумификация — явление, распространенное по всему миру. Хотя многие считают древнейшими египетские мумии, на самом деле первенство принадлежит мумиям культуры Чинчорро из Перу , датируемым примерно IX-VII тысячелетиями до н.э. Среди более поздних известны мумии из катакомб капуцинов в Палермо, мощи Киево-Печерской лавры, мумии гуанчей, мумифицированные останки «принцессы Укока», так называемые «болотные люди», мумии инков и другие.

Наличие мумий в наземных и подземных гробницах Кавказа — тема, хорошо известная специалистам, но малознакомая широкой публике. Такой тип захоронений оставался традиционным для региона на протяжении столетий.

    Склепы Даргавса, Северная Осетия Фото Ахсартаг, commons.wikimedia.org
Склепы Даргавса, Северная Осетия Фото Ахсартаг, commons.wikimedia.org

Что такое мумификация?

В общем смысле мумификация— это процесс «засушивания» тканей мертвого тела человека или животного, предотвращающий или замедляющий гниение и разложение. В естественной среде мумии образовываются под воздействием сухости, мороза, высокого содержания солей. Это называют естественной мумификацией. Подобные трупы часто находят в пустынях, ледниках и вечной мерзлоте, торфяных болотах, в местах с низкой влажностью и высоким содержанием солей — там, где могут хорошо сохраниться форма тела и мягкие ткани.

Если же тело подготавливают к консервации искусственно, то это называется бальзамированием или искусственной мумификацией. Суть ее такова: в мертвое тело вводят вещества, уничтожающие микроорганизмы и препятствующие разрушению тканей. В качестве примеров можно привести древнеегипетские «бальзамы» или современный формалин.

Как эта традиция появилась на Кавказе?

Существует гипотеза, согласно которой мумификация могла быть заимствована у других древних народов — например, у тех же египтян. Эта версия основывается на ряде косвенных признаков и исторических параллелей.

Несмотря на удаленность, Египет не был полностью изолирован от Кавказа.В древности существовали торговые и военные контакты между этими регионами, что создавало возможности для культурного обмена. Кроме того, в обрядах погребения у кавказцев и египтян можно найти некоторые сходства. Оба народа старались сохранить тела умерших и помещали рядом с ними предметы быта. На Кавказе мумифицировали естественным путем, без вскрытия тел и применения бальзамирующих веществ, как это делали в Египте.

У этой гипотезы есть и противники. Прямых доказательств влияния египетской культуры на Кавказ пока не найдено. Более того, кавказские усыпальницы имеют особенности, отражающие местные традиции и природные условия.

Виды усыпальниц

На Кавказе подлежащие мумификации трупы традиционно сохраняли в общих могильниках, которые обычно находились недалеко от селений. Наземные усыпальницы («жилища мертвых»), как правило, представляли собой группу погребальных строений («хаты» или «башенки») различной формы: пирамидальной, цилиндрической или продолговатой. Они сложены из камней на цементе, в большинстве своем оштукатурены, имеют фундамент. Крыша покрыта шифером, имеются стоки для дождевой воды. В стенах есть два отверстия: одно для вноса покойников, другое (поменьше) — для вентиляции. Потолок обычно сводчатый. Как правило, высокие наземные усыпальницы имеют внутри несколько ярусов (4-8), на каждом из которых рядами лежали мумии. Пример — «городок мертвых» около села Кобан в Северной Осетии.

Редкий тип наземных могильников Кавказа — погребение в естественных пещерах.Пример — Хасаутский некрополь в Карачаево-Черкесии.

Подземные могилы представлены, в основном, склепами-колодцами и подземными галереями.Внутри можно увидеть деревянные полки или каменные плиты для усопших — чаще вдоль стен, реже в центре. Иногда усопших укладывали прямо на пол. Пример — подземный склеп на территории башенного комплекса Цори в Ингушетии.

Почему были распространены наземные усыпальницы?

Практика погребения умерших не в земле, а в возвышающихся над землей усыпальницах — одна из наиболее ярких особенностей погребальной культуры Кавказа.Что же побуждало горцев отказываться от традиционного для большинства народов погребения и выбирать столь необычный способ? Исследователи сходятся во мнении, что ответ кроется в сложном переплетении религиозных представлений, практических соображений и даже медицинских необходимостей.

Несомненно, одной из ключевых причин являются религиозные верования . Для древних горцев, чтивших предков и веривших в загробную жизнь, наземные усыпальницы могли служить символическим мостиком между миром живых и миром мертвых, приближая усопших к небесам. Такое «возвышенное» положение умерших, вероятно, подчеркивало их особый статус и способствовало сохранению памяти о них.

Однако не стоит пренебрегать и практической стороной вопроса. В труднодоступных горных районах с ограниченным количеством пригодной для земледелия почвы рытье могил представляло собой значительную проблему.Наземные усыпальницы, возводимые из камня, были более доступным и простым решением. Кроме того, такие сооружения эффективно защищали тела от посягательств животных и разрушительного воздействия влаги, способствуя их естественной мумификации.

Нельзя исключать и фактор эпидемий, регулярно косивших население плотно заселенных горных селений. Изолированные наземные усыпальницы служили своеобразным санитарным барьером, позволяющим ограничить распространение инфекции и защищать живых от заражения.

Наконец, строительство монументальных семейных усыпальниц выполняло и социальную функцию, свидетельствуя о богатстве и влиятельности рода. Возможно, разнообразие типов и размеров усыпальниц отражало сложную иерархию горского общества .

Некрополи Северного Кавказа

Кавказские гробницы, где в разные времена были похоронены мумифицированные останки, дошли до сегодняшнего дня в различной степени сохранности: нетронутые, разграбленные, «сменившие назначение», обветшалые, полуразрушенные или вовсе уничтоженные.

Например, знаменитый «городок мертвых» около села Даргавс в Северной Осетии сохранил свою архитектуру.Однако ценное содержание могил давно разграблено. Глазам первых исследователей предстала беспорядочно разбросанная утварь и фрагменты костей. Власти Северной Осетии усилили меры безопасности, чтобы уберечь некрополь от посетителей — главным образом, туристов.

Хорошо сохранившиеся кавказские могильники во многих уголках региона весьма схожи по типу архитектуры и характеру захоронений. Чтобы показать это сходство, следует назвать несколько важных топонимов: уже упомянутый «городок мертвых» около села Кобан (Северная Осетия), могильник в Хевсурети (Грузия), древний некрополь близ Тхаба-Эрды (Ингушетия), «город мертвых» рядом с Эльтюбю (Кабардино-Балкария), «мертвый город» Цой-Педе (Чечня).

Закат традиционной погребальной культуры Кавказа

Традиционная погребальная культура кавказских горцев с захоронениями в наземных и подземных гробницах практически сошла на нет в конце XIX столетия. На Кавказе, как и в других регионах, усопших стали хоронить в гробах и предавать земле.Причин этому несколько: распространение ислама, конец кавказских войн и последовавшее затем завершение межплеменной розни, выселение горских народов на равнину.Последнее обстоятельство препятствовало сохранению старинных погребальных традиций: на равнине не было благоприятных условий для естественной мумификации. К тому же горцы стали теснее, чем прежде, взаимодействовать с другими народами и получать знания об их погребальной культуре. Все это способствовало трансформации традиционных обрядов и ритуалов. Впрочем, некоторые горские обычаи сохранились: плач по умершим, жертвоприношения и поминки.

Вместо заключения

Традиция мумификации покойных в наземных и подземных гробницах — важнейшая часть аутентичного наследия народов Кавказа.Она развивалась столетиями наряду с формами погребальной культуры, характерными для других народов, например, для православных славян, которые осели в регионе относительно недавно. И сегодня, несмотря на свою необычность, тема кавказских мумий не может не привлекать к себе внимания —исследователи активно изучают местную погребальную культуру, а любознательные российские и иностранные туристы стремятся посетить места старинных захоронений.