Найти тему

Окрашивание гипса. Как работать с пигментами для гипса?

Оглавление

Приветствую, дорогие друзья!
Рано или поздно каждый мастер сталкивается с вопросом: "Как лучше окрашивать гипс?" Существует два основных метода:
покраска готового изделия и добавление пигментов непосредственно в гипсовый раствор. Первый способ работает, но отнимает довольно много времени, тогда как окрашивание с помощью пигментов является, на мой взгляд, более оптимальным решением. Именно пигментам я уделю основное внимание в этой статье, так как существует множество нюансов, незнание которых может привести к проблемам.

Существует несколько типов пигментов, и я расскажу о каждом из них. Однако не все из них легко найти на нашем рынке — здесь доминирует лишь несколько видов. Но начнём с самого популярного.

1. Оксидные пигменты

Оксидные пигменты, не хватает только оксида титана :)
Оксидные пигменты, не хватает только оксида титана :)


Это одни из самых популярных и стойких пигментов, широко применяемых для окрашивания гипса. Они представляют собой порошковые краски на основе оксидов металлов (например, железа, титана, хрома). Оксидные пигменты отличаются высокой устойчивостью к выцветанию, химической и атмосферной стойкостью, что делает их идеальными для использования как в интерьере, так и на улице.

Пропорции:
Производители рекомендуют добавлять до
6% пигмента от массы гипса, однако большинство мастеров, в том числе и я, предпочитают не превышать 5%. Это связано с тем, что при большем количестве пигмента прочность изделия может снизиться, а визуальная разница между 5% и 6% зачастую минимальна.

Существует два способа добавления пигмента в раствор: первый — в сухую смесь гипса, второй — в воду перед добавлением гипса. Лично я использую второй метод и даю пигменту немного "настояться". Пигмент засыпается в воду и оставляется на несколько минут, также нужно его перемешать хотя бы пару раз. За это время он окрашивает воду, хотя сам по себе не растворяется — на дне ёмкости всегда остаётся осадок, что нормально. Осадок потом смешается с гипсом.

Окрашивание гипса сухими пигментами иногда может давать неравномерный цвет. Это не всегда заметно при сушке изделия, но после покрытия изделия лаком этот эффект может проявиться. Для улучшения однородности цвета можно при замешивании пигмента с водой, добавить 1-2 капли средства для мытья посуды, это позволяет пигменту чуть лучше смешиваться с гипсовой смесью. В данном случае мыло играет своего рода роль эмульгатора, что и позволяет нашему пигменту чуть лучше смешиваться с гипсом.

У меня, например, были проблемы с равномерностью чёрного цвета, но после использования этого метода результат значительно улучшился. Однако, стоит помнить, что небольшая неоднородность в цвете возможна из-за природы материала. Также очень важно тщательно перемешивать пигмент в воде до добавления гипса, чтобы избежать пятен на изделии.


Палитра

К сожалению, палитра оксидных пигментов ограничена — всего 8 цветов. Однако это базовые цвета, и их можно смешивать для получения новых оттенков. Это не так легко и требует огромного количества экспериментов, чтобы найти нужные пропорции, но всё же этот метод работает, имейте в виду.
Ещё стоить упомянуть, что красный цвет не такой уж и красный, он скорее кирпичный.

Также перечислю несколько преимуществ оксидных пигментов. Это необходимо просто для общей информации и для понимания природы этих пигментов:

  • Химическая стойкость: Оксидные пигменты химически нейтральны и не вступают в реакцию с компонентами гипсового раствора, что предотвращает изменения цвета и улучшает долговечность изделия.
  • Экологичность: В большинстве случаев оксидные пигменты не содержат токсичных компонентов, что делает их безопасными для использования в бытовых и декоративных изделиях.
  • Высокая цветовая насыщенность: Эти пигменты обеспечивают насыщенные и стабильные цвета. Они придают изделию глубокий и равномерный оттенок, сохраняя цвет даже после длительного использования и воздействия окружающей среды.

Есть ещё один важный нюанс - гипс пористый, и при добавлении пигментов нужно учитывать, что при высыхании изделие может потеряет часть насыщенности. Это естественный процесс и так будет всегда. Но когда вы покроете изделие лаком, то насыщенность вернётся и ваше изделие станет выглядеть ещё лучше :)
Кажется, на этом с оксидными пигментами мы заканчиваем и переходим дальше.

2. Жидкие пигменты (колеры)

Жидкий колер
Жидкий колер

Колеры представляют собой концентрированные растворы пигментов, которые можно добавлять в гипсовый раствор для достижения нужного цвета. Колеры хорошо смешиваются с гипсом и обеспечивают равномерное окрашивание, но могут быть менее стойкими, чем оксидные пигменты.
Давайте разберём нюансы работы с ними:

  • Обычно рекомендуют добавлять 1-5% от массы гипса, но точные цифры могут варьироваться в зависимости от конкретного пигмента.
  • Важно тщательно смешивать пигмент с гипсом. Как и с оксидными пигментами, лучше всего сначала смешать пигмент с водой, а затем добавить гипс. Это поможет избежать комков и обеспечит равномерное окрашивание.
  • Жидкие пигменты могут влиять на скорость схватывания гипса. Если добавляете слишком много, это может ускорить процесс затвердевания, что затруднит его смешивание и заливку. Имейте это в виду.
  • Рекомендую проводить тесты на небольших изделиях, это поможет вам увидеть, как пигмент ведет себя в смеси и как он выглядит после высыхания. А также поможет определить, как пигмент влияет на скорость схватывания.
  • Жидкие пигменты как и оксидные точно также могут иногда давать неоднородный цвет, особенно если они не были тщательно перемешаны.
  • Также колеры могут иметь различные уровни устойчивости к выцветанию. Убедитесь, что выбранный вами пигмент подходит для ваших целей, особенно если изделия будут находиться на открытом воздухе. Обычно производитель всю информацию указывает на упаковке.

С учетом этих нюансов, работа с жидкими пигментами может быть успешной и привести к получению ярких и насыщенных цветов в ваших гипсовых изделиях.

3. Акриловые пигменты

Под акриловыми пигментами я имею в виду, конечно же, акриловые краски. Чаще они используются для окрашивания уже готовых изделий из гипса, однако я эксперементировал с добавлением их в гипсовый раствор. Я использовал краски Pebeo, они как раз в своём составе имеют гипс и в целом прекрасно смешиваются с гипсовым раствором. И в общем-то это работает, окрашивается хорошо, но есть существенный минус - расход довольно большой, а стоимость акриловых красок высокая. Так что я бы не советовал данный метод, но просто знайте, что он есть :)
Более правильный метод использования акриловой краски — это покраска уже готовых изделий. Таким образом, вы сможете задать изделию буквально любой цвет, который захотите, и получить насыщенные оттенки. Однако и у этого метода есть свои недостатки. Например, после покраски могут остаться следы от кисти, что определённо ухудшит внешний вид изделия. Во многом это зависит от густоты краски и мягкости кисти. Можно сильно разводить акриловую краску и окрашивать изделие почти "водой," тогда следов не будет, но это сомнительный метод, так как вам придётся наносить множество слоёв, чтобы достичь нужного результата. Ещё один минус этого метода — поверхностное окрашивание. Любое механическое воздействие может повредить слой краски, обнажив основной цвет изделия. Это может испортить внешний вид, особенно если краска не защищена слоем лака или другим финишным покрытием.

4. Флуоресцентные и перламутровые пигменты

Мика порошок
Мика порошок

Эти пигменты можно использовать для создания декоративных эффектов, открывая большое поле для экспериментов. Флуоресцентные пигменты обеспечивают яркие цвета, которые светятся под ультрафиолетом, а перламутровые придают изделиям металлический блеск.

Найти такие пигменты несложно — их много на маркетплейсах, и называться они могут по-разному. Например, перламутровые пигменты часто продаются под названием "мика порошок." Однако такие пигменты обычно продаются в небольших количествах и стоят довольно дорого.

Есть и несколько минусов. Эти пигменты имеют меньшую устойчивость к выцветанию и воздействию внешней среды. Кроме того, их расход может быть значительным, поэтому будьте готовы к дополнительным затратам.

5. Минеральные пигменты

Минеральные пигменты, как и оксидные, имеют природное происхождение и изготавливаются из измельчённых минералов. Их часто используют для придания гипсу натуральных оттенков. Они также устойчивы к внешним воздействиям, что делает их подходящими для использования в различных условиях. Но цвета этих пигментов могут быть не такими яркими, как у оксидных. А ещё я их нигде не видел в продаже 😅

6. Органические пигменты

Органические пигменты, в отличие от минеральных и оксидных, создаются на основе углеродных соединений. Они могут обеспечивать яркие и насыщенные цвета, но имеют меньшую стойкость к выцветанию и ультрафиолету.
Их также я не видел нигде в продаже, но где-то они существуют 👀

Заключение

Что ж, на этом всё. Как вы могли понять, в наших реалиях выбор пигментов небольшой, но зато имеется приличное количество информации о нюансах работы с ними. Что касается других видов пигментов, то о них либо не так много информации, либо они просто недоступны на нашем рынке.

В заключение дам маленький совет: лучше всего использовать оксидные пигменты в своей работе. С ними легче работать, и они более стабильные, хоть и имеют свои минусы. Я постарался разобрать все нюансы работы с ними, и надеюсь, что эта информация была полезной для вас :)
Если же у вас остались вопросы, задайте их в комментариях!

Удачи вам в ваших начинаниях, и не бойтесь экспериментировать!