В последнее время компания «Яндекс.Такси» активно работает над тем, чтобы стать единственным игроком на рынке услуг такси. Она вытеснила с рынка большинство конкурентов, выкупив долю Uber в СНГ и поглотив службу такси «Везет». Однако этого «Яндексу» оказалось мало, и он начал повышать цены на перевозки. Если компания продолжит действовать в том же духе, то может потерять то, что с таким трудом приобрела — монопольное положение на рынке и клиентов.
Платформенные сервисы такси, такие как «Яндекс.Такси», Uber, «Ситимобил» и «Максим», поставили крест на бизнесе традиционных таксопарков. Раньше водители стояли у метро или у выхода из аэропорта, а люди ловили машину «с руки». Но после того как «Яндекс» купил долю Uber в совместном предприятии MLU B.V., которое работало в России и ещё пяти странах СНГ, и вытеснил с рынка или купил большинство конкурентов, «Яндекс.Такси» стал вызывать негатив как у водителей, так и у клиентов.
Недавно Министерство транспорта РФ объявило о планах обязать таксопарки заключать трудовые договоры с водителями. На прошлой неделе, 10 октября, депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский предположил, что инициатива Минтранса приведёт к росту цен на поездки для клиентов такси.
Хотя Минтранс опроверг эту информацию для ComNews, цены на поездки в такси в России за последние два месяца значительно выросли, и кажется, что дальше уже некуда. Вероятно, это связано и с тем, что с 1 сентября 2024 года вступят в силу новые требования для таксистов: они должны будут оформить дополнительный вид страхования — ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика).
Участники рынка объясняют повышение цен на такси оттоком кадров, ростом расходов на оформление нового страхового полиса и высокими штрафами за его отсутствие.
С 1 сентября у таксистов есть 60 дней на то, чтобы купить полис ОСГОП, но цены на такси уже выросли. Это вызывает недовольство у многих пользователей, и это «говорит» приложение «Яндекс.Такси» или Uber.ru.
Как будто предвидя беспокойство людей по поводу повышения цен на поездки с сентября, «Яндекс» в августе вдохнул новую жизнь в сервис «Везет» и запустил эконом-тариф в такси через это приложение.
С тех пор «Яндекс.Такси», как и ожидалось, подорожало, а «Везет» оправдал своё название, ведь с ним пассажир играет в рулетку: повезёт — не повезёт. Дело в том, что «Везет» действительно показывает цену ниже, чем «Яндекс», но на самом деле сервис имеет подводные камни. Я трижды пользовалась «Везет», и ни разу приложение не могло снять деньги с карты, и требовались наличные. А в последний раз сумма поездки по прибытии в точку увеличилась, и итоговый платёж оказался выше, чем даже был заявлен в приложении «Яндекса». Так что мне не удалось сильно сэкономить, особенно учитывая, что при оплате картой у меня установлен повышенный кешбэк по категории «Такси». А после того как «Везет» показал другую стоимость поездки, я перестала им пользоваться. Мой опыт подтверждают и другие люди — оплата картой срабатывает не всегда, а стоимость поездки действительно иногда меняется в финальной точке в сторону увеличения.
В опросе, проведённом ComNews, большинство респондентов (54,68%) считают, что «Яндекс» вернул бренд такси «Везет», который поглотил в 2021 году, чтобы создать иллюзию конкуренции и избежать преследования ФАС.
Кстати, российский антимонопольный орган уже интересовался «Яндекс.Такси» в прошлом году: в ноябре 2023 года ФАС признала «Яндекс.Такси» доминирующим на рынке России. «Однако в настоящее время возможные меры реагирования ФАС России ограничены», — сообщили в ведомстве.
На фоне роста цен в «Яндекс.Такси» в социальных сетях уже появляются группы по вызову такси, где стоимость поездки ниже, чем у «Яндекса». Преимущество цифрового рынка в том, что монополия на нём долго не держится — возможно, пришло время, когда небольшие агрегаторы такси, будь то старые или новые, вернутся на рынок. И, как и когда-то «Яндекс.Такси» и подобные сервисы разрушили бизнес традиционных таксопарков, новые цифровые ресурсы и сервисы могут откусить часть пирога у крупных такси-агрегаторов.
Людей, которые хотят отказаться от услуг «Яндекс.Такси», становится всё больше. В социальных сетях уже появляются группы по вызову такси, где стоимость поездки ниже, чем у «Яндекса». Преимущество цифрового рынка в том, что монополия на нём долго не держится — возможно, пришло время, когда небольшие агрегаторы такси, будь то старые или новые, вернутся на рынок. И, как и когда-то «Яндекс.Такси» и подобные сервисы разрушили бизнес традиционных таксопарков, новые цифровые ресурсы и сервисы могут откусить часть пирога у крупных такси
А как Вы считаете пора ли бороться с монополией Яндекса или всё развивается как и должно? Ждём Вашего мнения в комментариях.