Найти в Дзене
Рябчик в сметане

Картина Владимира Маковского

Оглавление

Картина Владимира Маковского «Варятъ варенье» (1876) замечательно и точно передает хозяйственные реалии исторической России.

В первую очередь вспоминается, конечно, Гоголь: «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в безпрестанном отпирании и запирании кладовой, в засолке, сушке и варке безчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию. Под яблоней вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котёл или медный таз с вареньем, желе, пастилой, сделанными на меду, на сахаре и не помню еще на чем». (Тут ценно также указание на медовые варенья и пастилу.)

-2

Однако так – в саду, на просторной площадке, в медном тазу характерной формы, на железном треножнике – варенье варили не только в 1830-е или 1870-е. На глаза попалась фотография из Рязани 1914 года с подписью «Варят варенье» – и там всё то же самое. (Замечательно также содержание стола с супницей, бутылками и то ли сыром, то ли выпечкой под стеклянным колпаком.) У Маковского, кстати, есть еще один вариант упомянутой картины под названием «Варка варенья», где фоном как раз служит простор усадебного сада. Мне этот вариант попадался только на открытке Т-ва Р. Голике и А. Вильборг; где оригинал – непонятно.

-3

P.S. Описания Третьяковки, как всегда, «доставляют». Вроде очевидно, что сосредоточенный вид героя картины вызван тем, что он очищает ягоды (а зрение уже подводит), а не уверенность «в том, что он профессионал в вопросах приготовления варенья»; но нет же – нужно придумать «ироничное отношение автора».