А ребенку-то всего 6 лет. Как бы дошкольный возраст. А если учитывать его отставание в развитии и общий уровень, не превышающий уровень развития трехлетнего ребенка, то такому мальчику вообще нужно гораздо больше времени уделять сну, чем обычному ребенку.
Да и как? Как это возможно, что этот мальчик спит всего 2 часа в сутки (ну, может, чуть больше)?
Хотя, в нашем специализированном учреждении для детей с особенностями развития всякие ребята бывают: кто-то спит 4-5 раз в сутки по 2 часа, кто-то так вообще час спит, час бодрствует (чередует) - и ничего, мама давно смирилась, а воспитатели - привыкают.
Но чтобы даже нормальный, взрослый человек без отклонений спал только 2 часа в сутки - это же просто уму непостижимо! Ну нет, такого не бывает!
Мальчик Т.
Ребенок из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь - частично понимает, не разговаривает (но произносит отдельные слоги и может звукоподражать), очень активный, подвижный, юркий, может в течение пары минут облазить все столы, шкафы и подоконники в кабинете, несколько раз залезть на спинку дивана в коридоре, спрыгнуть оттуда и снова вернуться бегом в кабинет. Ходит на носочках и будто бы подпрыгивая.
Кушает - плохо. Всем супам, картошкам и котлеткам предпочитает чай с хлебом. Ну нравится, что поделать!
Когда мальчик Т. впервые поступил к нам в стационар (вместе с сопровождающей мамой), еще на первичном приёме мама сказала о том, что он спит всего два-три часа в сутки. И врачи, и диагносты, и прочие "заседатели первичной комиссии" - конечно же, ей не поверили. Да никто бы не поверил!
А если уж совсем честными быть, думаю, в этом плане никто особо маму и не слушал: кому какая разница, когда и сколько ребенок спит? Вот вам местный режим - подчиняйтесь ему.
Ну, конечно, мальчика Т., как и всех ребят новой смены, записали не только на положенные им медицинские процедуры и коррекционно-развивающие занятия, но также и в наши творческие кружки (я в этом отделе работаю).
Но дело - отнюдь не в его "кружковой деятельности"...
Что рассказала няня
Придя утром на работу, я столкнулась в вестибюле с няней-санитаркой, которая в ту ночь дежурила в отделении.
И она уставшая, унылая, помятая, будто бы оправдываясь за свой внешний вид, говорит:
- Что? Совсем баба Яга, да? Побудешь тут принцессой, когда ночные гости вокруг тебя прыгают и цыкают! Точнее - цАкают!
- Какие еще гости? - спрашиваю.
Ну, мало ли… было так, что "проверяйки" могли среди ночи приехать (не знаю, зачем и кого проверять). Или чей-то родитель приехал навестить ребенка, но, будучи подшофе, попутал день с ночью (бывало и такое).
Нет, совсем другие "гости"!
Обычно ночи в стационаре проходят так: остаются 2-3 дежурных воспитателя и няня-санитарка.
Двое воспитателей смены - контролируют палаты детей-"безмамников" (каждые 2 часа сменяя друг друга и давая этим возможность друг другу подремать на диванчике в коридоре). А третий воспитатель - сидит в холле, на другом конце коридора и следит за движениями в палатах "матери и ребенка", периодически туда похаживая.
А санитарка - всегда "на подхвате" в случае что-то "подать-принести", позвать медсестру с другого этажа, поменять постель, если ребенок туда "наделает", ну и вообще, для любой помощи.
А если третьего воспитателя нет (часто такое бывает, особенно в периоды отпусков или больничных), то функцию "надзирателя" берёт на себя няня-санитарка.
Вот и в ту ночь так и было
Няня говорит:
- Сижу я, значит, на диванчике в холле. Свет - приглушен, всё как положено. Потихоньку засыпаю… Приятно так, дремлю. А тут, епрст, откуда ни возьмись, прямо передо мной прыгающее чудо вылезает! Скачет, чуть ли не перед лицом, еще и кричит: "Ца! Ца! Ца! Ца!" Футыблин, меня чуть кондрашка не хватил!
- Ну? - спрашиваю я, уже предвкушая интересную историю…
- Что ну? - сердится няня и продолжает, - включаю я, значит, остальные лампы… Аааа, это тот мальчишка, в желтой футболке! Скачет, скачет. А за ним уже маманька несется, с фляжкой. Ловит его, ну там, как всегда, по головке гладит, и тэдэ, и тэпэ…
- Что, сюсюкала с ним, да? - спрашиваю.
- Нет, не сюсюкала! А цацакала, как и он! - подытоживает няня.
- Наверное, "цацаца" - это какое-нибудь их общее, семейное кодовое слово? - шучу я.
- Нет, Настюх! "ЦацА" - это чай! Вот так! Ребенок - чай просил! Да-да! В три часа ночи!
Мальчик Т. на занятии
Приходил он ко мне на оригами. Точнее, мама привела. Сама вышла из кабинета, а на парте ему фляжку оставила… говорит:
- Вы это… не запрещайте ему хлебать из фляжки, если он попить захочет. А то он нервничать будет. Там чаёк, он любит его.
Да на здоровье, хоть кумыс! Наоборот здорово, мама - молодец, заботится о том, чтобы ребенку на занятии комфортно было, питьё под рукой!
Кстати, относительно других ребят, мальчик Т. довольно сносно занимался. Хоть и подскакивал время от времени, взвизгивал и стремился то одно стащить, то другое - он хоть не дрался, не кусался, ничего не ломал, не ел бумагу и клей и даже кое-где самостоятельно(!) мог согнуть бумажную заготовку в указанном месте.
В общем, работал ребенок, то и дело потягивая чай из фляжки. С удовольствием, смакуя, "сёрбая" и облизываясь.
И что там, с чаем-то?
Ну, мама говорит, обычный чай. Чёрный, сладкий. Всякие там ароматизированные, "с кусочками манго и лепестками васильков" - мальчик Т. не признаёт, только обыкновенный чай ему надо! Крепкий, с горчинкой! И много! И в любое время, даже ночью!
Вот проснется он - тут же чай ему подавай! И попробуй откажи - сразу истерики начнутся, раскидывание предметов, стуки в стены и пол и "лошадиные бега". Так раскочегарится, что несколько часов потом его успокоить невозможно!
Мама - уже привыкла, стала ему прямо в термосе чай заваривать, чтобы при первом требовании тут же подать. Да-да, и днём, и ночью!
Так рассказывала мама мальчика Т.
И, по ходу рассказа, всё жаловалась, как она устала "подрываться" в любую минуту любого часа. А еще от того устала, что сынок вообще спать не хочет ни днём, ни ночью! Перед сном(?) - бегает, прыгает, куролесит, крутится-вертится, а заснёт - хорошо если к часу ночи… а в три-половине четвертого - уже просыпается. Попьёт чайку - и уже больше спать не ложится. Не хочет, сопротивляется, опять же, прямо до истерик доходит!
Вот так: и днём не отдыхает совсем, и ночью - "рекордно быстро" спит.
Оля-ля!
Какое тут могло первое предположение возникнуть у людей? Ну, правильно! А уж не ЧАЙ ли и является основным злом и источником постоянного возбужденного состояния мальчика? Ну, напиток-то бодрящий, тонизирующий! К тому же, в таком "ведерном" количестве! Тогда почему мама не ограничит ему потребление чая?
А, ну да… он же расстроится, обидится, рассердится…
В общем, не только курирующий врач, но и наш психолог - тоже грешила на чай. И все-все пытались донести это до мамы разными способами. И основной задачей мамы должно стать что? Правильно! Отучить мальчика Т. от чрезмерного употребления чая.
Но мама - всё возражала и не хотела принимать советы психолога…
- Заменять хотя бы иногда чай на другие напитки? Ну там, какао, цикорий, компот или отвар какой… да на худой конец обычную воду! Ой, да вы чтооо! Мальчик тут же выплюнет, еще и фляжкой запустит! И снова будет чайку требовать! Грубо и настойчиво!
- Давать более слабенький, сильно разбавленный чай? Но, погодите, парень-то - не дурачок, уж вкус чая-то он разбирает, имея такой колоссальный опыт! И в этом случае, фляжка тоже в маму полетит.
Тут, пожалуй, только единственный вариант психолога был бы действенным (но это не точно):
Просто не давать чай!
Вот сказать НЕТ - и не давать, и всё! Пусть хоть оборётся, обтопается! Пусть часами вот так визжит и в стены стучит! А всё равно не давать! Да, будет орать и биться дальше, долго-долго, но потом всё равно, рано или поздно поймёт, что не дадут!
И маме при этом - нужно терпеть, крепиться, стоять на своём и ни в коем случае не "сломаться"! Иначе - всё, хана, уже больше ничего не сработает!
Но мамочка пока к этому "методу" не готова…
Да и, понятное дело, этот способ надо пробовать дома, в родных стенах, в том помещении, где мама точно знает, как обезопасить разбушевавшегося сына от острых углов и опасных предметов!
А тут, в стационаре, где и без того незнакомая обстановка и непривычный режим бесят ребенка, начинать отучаться от чего-либо - не совсем удачная затея.
А по итогу мальчик Т. - так и спит пару-тройку часов в сутки, так же бродит (скачет) по стационару по ночам и требует ца-ца!
Только вот вопрос…
Если уж разными науками вроде как возможно мальчика Т. отучить от "ца-ца", то какие же злые науки его к этому приучили и зачем?
Видимо, очередная загадка нашего учреждения, отгадку на которую найдут еще не скоро.
А Вам, дорогие читатели, бодрости и силы духа, даже без чая.