Ну, начнем с банального – камни очень часто использовались и используются как пограничные столбы - чуры.
Также каменные изваяния использовались тайными обществами в обрядах посвящения новых членов. Например, в Океании на Новых Гебридах для каждого нового члена тайного союза устанавливался каменный монолит[1]. Полагаю, именно с этой позиции надо осмысливать знаменитые карнакские камни.
Теперь обратимся к народу «мунда», который живет на Северо-Востоке Индии. Они использовали менгиры в похоронном обряде.
Тела умерших они сжигали, прах хоронили рядом с домом, ставя на могилу неотесанную каменную глыбу – а за пределами деревни – памятник в виде большого каменного столба (бид-дири)[2].
Богатая история использования менгиров зафиксирована у народов кати на западе Тибета. Это место считается заповедной территорией, где сохранились осколки древних культов – иранских, восточно-азиатских, китайских, индийских.
У народа кати период траура после смерти богатого и уважаемого человека длился год и заканчивался установкой памятника. На этих памятниках имелись знаки всех рангов, достигнутых при жизни. Мужчину могли изобразить верхом на коне и даже на лошади с двумя передними половинами туловища и двумя головами. В конце концов изваяния оказывалось возле тропы или моста, часто в близи кладбища, но не на нем. Эти изображения оставались объектом почитания в течение длительного времени. Им приносились жертвы, лица статуй натирали топленым маслом. Считалось, что мертвые могут вознаградить за почитание их памятников или наказать за пренебрежение к ним. Кроме деревянной скульптуры существовали и другие памятники – более древние простые менгиры.
Установление менгира также являлось частью обряда отделения нового клана. С горы как бы случайно скатывался камень. Его смазывали маслом кхи и ставили рядом с другими родовыми камнями. Последующие поколения считали его воплощением родоначальника, именем которого отныне называли новую группу людей.
Менгиры также использовались для создания святилищ. Например, бога по имени Мон у народа Кати символизирует вертикально поставленный камень, по бокам которого стоят два камня меньшего размера. Его представляют быком, который пасется в золотых горных лугах, он же посылает влагу и дожди[3].
Менгиры устанавливались и другим богам. Этнографы описывают, что во время праздника АшинРа, что празднуется в конце апреля, процессия спустилась к реке, где в качестве святилищ богов Багишта и Дужи стояли простые менгиры.
Итак, менгир может быть чем угодно – пограничным камнем, каменной копией адепта тайного общества, памятником умершему родственнику, символом родоначальника или вместилищем / алтарем бога.
[1] Г.Л. Пермяков «Сказки и мифы Океании»
[2] Ф. Брэжли-Бёрта «Народы мира»
[3] К. Йеттмар «Религии Гиндукуша»