Найти тему
Торжество православия

3 октября - День памяти мучеников Михаила Всеволодовича. Он не поклонился хану Батый.

Оглавление

Святой Михаил (Михаил) Черниговский был сыном Всеволода Святославича (который позже стал великим князем Всеволодом IV Красным Киевским), от Анастасии, дочери великого князя Польского Казимира II. Наследственное владение его отца было расположено в северо-западной части земель Вятичи, где он провел свое детство. Молитву Архангелу Михаилу о защите от врагов, от злых сил и людей можно найти тут, https://t.me/molitvaikona/12013 .

Чудесное исцеление.

Здоровье князя было очень плохим, поэтому его дед, великий князь Святослав III Всеволодович Киевский, дал много денег церквям в неудачных попытках получить лекарство.

Наконец, в 1186 году он услышал о чудесной благодати святого Никиты, стилита из Переяславля (24 мая), поэтому князь в сопровождении бояр поехал в город и прибыл к колонне монаха. Стилит отдал свой посох одному из своих бояр, чтобы отнести его к принцу; Михаил взял его в руки, вылечился и подошел к столбу чудотворца за его благословением. После исцеления он щедро дал благосклонность монастырю и приказал возвести каменный крест, согласно одному источнику 16 мая 1186 года, на месте, где он был исцелен.

Ни один из источников не сообщает о браке Михаила, но данные свидетельствуют о том, что он женился на Елене Романовне (или Марии Романовне), дочери князя Романа Мстиславича Галичского в 1210 или 1211 году.

В 1223 году князь Михаил принял участие в совете русских князей в Киеве, обсуждая, помогать ли половцам против приближающихся монголо-татарских орд. Со смертью своего дяди, Мстислава Черниговского в битве на реке Калка в 1223 году Михаил стал князем Черниговским.

Княжества.

В 1225 году его пригласили стать князем Новгородского народа. Благодаря своему чувству справедливости, сострадания и твердости он завоевал любовь и уважение Старого Новгорода. Это было особенно важно для новгородцев, так как вступление Михаила в качестве князя ознаменовало примирение Новгорода с городом Владимира, святым Великим Князем Георгием Всеволодовичем, чьей женой была святая принцесса Агата, сестра князя Михаила.

-2

Но Михаил недолго оставался править в Новгороде. Вскоре он вернулся в родной Чернигов. На условия и просьбы новгородцев остаться князем, он ответил, что Чернигов и Новгород должны стать родными землями, а их жители как братья, и он будет формировать узы дружбы этих городов.

Неспокойные времена.

Благородный князь усердно заботился о создании своего княжества. Но ему было трудно в неспокойные времена. Его деятельность вызвала непокорность у курского князя Олега, и в 1227 году в междоусобные конфликты вновь вспыхнули, но митрополит Киевский Кирилл примирил их. И в этом же году князь Михаил мирно разрешил спор между киевским Великим князем Владимиром Рюриковичем и Галичским князем. В 1235 году князь Михаил занял киевский трон.

В 1238 году татары (монголы) опустошили Рязань, Суздаль и Владимир. В 1239 году они двинулись против Южной России и опустошили левый берег реки Днепр, а также земли Чернигова и Переяслава. К осени 1240 года монголы приближались к Киеву. Посланники хана предложили Киеву добровольно сдаться, но князь не стал вести с ними переговоры.

Князь Михаил срочно поехал в Венгрию, чтобы убедить венгерского короля Белу организовать союзные силы для сопротивления общему врагу. Михаил пытался просить помощь у Польши, и немецкого императора в борьбе против монголов, но момент для совместного сопротивления был потерян. Русь была опустошена, а затем Венгрия и Польша. Князь Михаил вернулся на руины Киева и некоторое время жил недалеко от города на острове, а затем переселился в Чернигов.

-3

Князь не отказался от надежды на возможность единой христианской Европы против азиатских кочевников. В 1245 году на Лионском соборе во Франции митрополит Петр (Акерович) был послан Михаилом в качестве посланника, призывая к крестовому походу против языческой Орды.

Князю было приказано полностью подчиниться татарскому хану, и для его княжеского царства хан предоставил специальный устав. Эмиссары сообщили князю Михаилу, что ему необходимо отправиться в Орду для подтверждения править в княжество в соответствии с ханским уставом.

Видя печальное положение Руси, князь Михаил признал необходимость подчиняться хану, но как ярый христианин он знал, что не отрекся от своей веры перед язычниками. От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение, чтобы отправиться в Орду и стать истинным исповедником веры Христа.

Со святым князем Михаилом в путешествие к Орде отправился его верный друг и спутник, благородный Теодор (Феодор). В Орде знали о попытках Михаила организовать восстание против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Его враги давно искали возможность уничтожить его.

Мученическая смерть.

В 1246 году, когда Михаил и бояр Феодор прибыли в Орду, им было поручено, как идти к хану, проходить через огонь, чтобы очистить их от их злых намерений, и поклоняться первобытным элементам, считающимся богами монголами: солнцу и огню. В ответ на требования, предписывавшие им совершать языческие ритуалы, святой князь ответил: «Христианин поклоняется только Богу, Творцу мира, а не творениям».

-4

Слуги сообщили хану о твердости русского князя. Князю выдвинули условия: либо выполнить требования языческих священников, либо умереть в мучениях. Но за этим также последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов подчиниться императору, так как Бог доверил ему судьбу земных царств, но как христианин я не могу поклоняться идолам». Судьба храбрых христиан была предрешена.

Набирая мужество в словах Господа: «Кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет ее, и кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет ее» (Мф. 16:25), святой князь и его преданный бояр приготовились к мученической смерти и приняли Святые Тайны, которые дал им их духовный отец, предвидя эту возможность.

Татарские палачи схватили князя и долгое время яростно избивали его, пока земля не стала красной от крови.

Тем временем принц утешил Феодора, который стоял рядом с ним, сказав: «Будь сильным, потому что твое наказание не продлится долго, и тогда сразу же последует вечная радость». Доман Путивлс, отступник от веры во Христа, топтал его грудь сапогами, пока князь не умер, а затем отрезал голову святому мученику ножом 20 сентября 1246 года.

Татары обманчиво обещали святому Феодору великую честь и княжеский ранг его друга, если он выполнит языческий ритуал. Но Святой Феодор был не преклонен этим, и он последовал по пути своего князя. О божьей силе на сегодняшний день читайте тут, https://t.me/molitvaikona/11558 .

После жестоких мучений враги обезглавили его. Тела святых носителей были брошены на съедение собаками, но Господь чудесным образом охранял их в течение нескольких дней, пока верные христиане смогли тайно похоронить их с благоговением. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Мученичество Святого Феодора поразило даже его палачей. Убежденные в непоколебимой верности русского народа православной вере и в их готовности умереть за Христа с радостью, татарские ханы решили не испытывать терпение Бога, как раньше, и перестали требовать, чтобы русские в Орде совершали какие-либо языческие ритуалы.

14 февраля 1572 года по желанию царя Ивана Васильевича Грозного и с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный им. Оттуда в 1770 году они были переведены в Собор Посещения, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Жизнь и служение святым Михаилу и Феодору были составлены в середине шестнадцатого века известным церковным писателем святым Зенобиосом из Отонска.

Подписывайтесь на народный православный календарь в телеграме: https://t.me/prav_prazdnik .