Найти в Дзене

Что не так с ментальной арифметикой или О вреде некоторых развивающих занятий

К серии этих статей я шла очень давно, собирая сведения из различных источников, сверяя свое мнение с мнением других педагогов и родителей и консультируясь у многих специалистов, даже у нейропсихологов.

Итак, все это о наших детях.  

Для меня как для любого родителя  бесконечно важно будущее благополучие моего ребенка, его  потенциал старта и мои возможности этот потенциал повысить. Одним словом, я хочу (мы все этого хотим)  дать своему чаду как можно больше умений, навыков, знаний, чтобы на базе их он мог соответствовать высокой конкуренции в борьбе за место под солнцем. 

-2

Не скажу, что каждый год, но периодами появляются различные новые образовательные течения, можно назвать их и модными, которые родители торопятся взять на вооружение в чаянии именно УЛУЧШИТЬ образовательный статус ребенка. Подчеркиваю - торопятся! Иногда - не разобравшись, главное - что это передовое (модное), эффективное (зачастую, лишь на словах, т.к. для подтверждения нужны годы)  и дорогое (порой просто дорогое без качества, дорогое по спросу), поэтому «надо брать». Те, кто уже «взял», конечно не будут спешить признаваться, что что-то сделали зря, а многие НЕ СМОГУТ понять негативные последствия из-за отложенности во времени. 

Так обстоит дело, например,  с ментальной арифметикой (Менар), которой вот именно сейчас поют дифирамбы,  и родители дошкольников чуть ли не в обязательном порядке записываются на эти курсы. 

А между тем НЕТ никаких научных подтверждений тому, что эта методика ДЕЙСТВИТЕЛЬНО улучшает математическое мышление и прочие когнитивные способности малышей (в том числе и память). Напротив, математически одаренного ребенка менар может превратить в обычного ребенка, т.к. натаскивание и заучивание (а именно в этом заключается смысл обучения) не способствует развитию логики и аналитики. 

Как для репетитора математики (а мой стаж приближается к десяти годам и наработан обширный опыт), для  меня детки, обучавшиеся ментальной арифметике, — сплошная головная боль. Они НЕ видят задачу, НЕ понимают ее смысла и, вместо того, чтобы увидеть и понять, вкладывают свои усилия в блиц-ответ: зачем-то перемножают данные, например, (подчеркиваю, — бездумно!) или делят, вычитают с немалой скоростью и без малейшего смысла. Все же - навык быстрых вычислений хорош тогда, когда уже понимаешь цифры и алгоритмы математических преобразований. А для малышей, обученных на абакусе, математика превращается в поистине «магическую» науку. И, как выразился мой коллега, блогер Сергей Капустин, эта магия - черная. Дошкольников просто КАЛЕЧАТ этой методикой. 

Преподносится-то все шикарно, но за словесным мусором сложно осознать, что быстро и устно совершать арифметические действия  не равно развивать интеллект! 

Давайте поэтапно попробуем разобраться, где и как ментальная арифметика может приносить пользу, а где - вредить. 

-3

Итак, сперва детей обучают на реальном абакусе, аналоге наших обычных счетов. Это неплохо с точки зрения развития мелкой моторики (перебирание костяшек), но и не больше. И даже здесь есть «ложка дегтя»: сумма костяшек на спице единиц - 9. А у нас, между прочим, ДЕСЯТЬ цифр, на которых основана наша система исчисления. И ребенку, изучившему Менар прямо перед школой, будет непросто в первом классе. 

Ну а дальше - хуже: реальный абакус заменяется на виртуальный и наступает простое механическое натаскивание на вычислительный алгоритм. 

В результате дети прекрасно - быстро и безошибочно - производят в уме математические действия с трехзначными числами (чем приводят всех в дикий восторг), то есть превращаются в этакий  живой калькулятор. Так она для того и создавалась, эта методика, - внимание! - для ускорения обслуживания покупателей японскими торговцами. Только абакус у них назывался соробан, а так один к одному. 

А теперь вопрос: неужели навыки счета указывают на математического гения?!

Ведь математика прежде  всего  учит мыслить рационально, анализировать ситуации, представлять в уме картинки задач, оперировать с математическими моделями, обобщать, строить, наконец, базу современного мира. 

Менар не улучшает, а УХУДШАЕТ детскую восприимчивость к математике, затрудняет в будущем понимание натуральных дробей, корней, степеней, логарифмов… 

И, пожалуй, наибольшую опасность несет для детишек СДВГ и дислексиков - из-за якобы улучшения межполушарных связей. Для подобных ребят вместо слаженности работа полушарий наоборот будет стремиться разбалансироваться, это обусловлено спецификой заболеваний. А ведь многие родители дошкольников И НЕ ПОДОЗРЕВАЮТ, что у ребенка может быть синдром дефицита внимания; его диагностируют обычно на стыке 1-ого и 2-го  классов, и по статистике 2020 года у нас не менее 22-30% детей входят в эту категорию (не путать с ОВЗ). 

Однако, польза у ментальной арифметики все же есть, особенно если речь идет о 9-10-летних школьниках, которые уже обладают определенными навыками и знанием, но столкнулись с какими-то трудностями или отстали. 

Вот что писали на сайте «Материнство» в 2018 году: 

Абакус полезен тем, что он нагляден, ребёнок может «посчитать руками». Она также развивает функции программирования и контроля: нам нужно сделать одну операцию в рамках другой, помнить предварительный результат, использовать его в следующей операции и так далее. Это даёт высокую нагрузку на рабочую память, на зрительно-пространственные функции и это неплохо. Особенно хорошо такая методика подойдет в качестве гимнастики для мозга для пожилых людей. 

Вот так! Делайте выводы! 

В следующих статьях этой серии я обязательно разберу модное скорочтение и другие «полезные» развивашки. 

А вам - удачи и успеха!