Открытки с несколькими рисунками одним из первых стал делать Йоханес Мислер (1851-1905), издатель из Берлина. Было это в 1870-е годы. Это позволяло компактно собрать достопримечательности в одном месте. Сначала он рисовал их вручную.
Тот же Мислер одним из первых стал выпускать открытки в стиле Gruss aus («Привет из...»). Эти открытки предназначались для лиц путешествующих. Его карточка №19 (карточки Мислера были нумерованы) передаёт привет из Майсена, города, известного своим фарфором.
И это же заведение Мислера выпустило в 1896 году первую сувенирную, мультивидовую открытку с видами Петербурга. Пусть вас не удивляют на ней надписи на французском, поскольку это был единый рабочий язык Всемирного почтового союза, в который входила Россия.
Вид Невского проспекта в таком ракурсе здесь неспроста, как и надпись «Komisaroff, Gostinoi dw. 16, St.Petersbourg». Как поясняют эксперты РНБ, где находится эта карточка, она была сделана по заказу купца, державшего лавку №16, от которой был вид на Невский.
Заметим в скобках, что «Александрийский столп», как называл его Пушкин, тут передвинули поближе к дворцу, чтобы он влез, так сказать, в кадр.
Лавку - магазин детских игрушек - успешно держали два поколения купцов Коммисаровых вплоть до революции. Эта надпись, как вы понимаете, была рекламой.
В следующем, 1897, году вышли первые российские цветные сувенирные открытки в стиле Gruss с видами столицы. Издавал их в Петербурге издатель Рихард Лютерман, немец по происхождению. Конечно же, виды города разумно начать с вида на памятник его основателю.
Открытка заметно отличается от изданной в Берлине. Здесь только одно изображение, но оно детально проработано. Тщательно исполненные, затейливо оформленные декоративно, прекрасно отпечатанные, открытки Лютермана называли высшей степенью литографского искусства.
Памятник Петру величав и лаконичен. Как известно, на цоколе монумента на латыни стоит: «Петру Первому Екатерина Вторая». А вот памятник и самой Екатерине.
На этой карточке позади памятника мы видим драматический императорский Александринский театр. Помните ленинградскую загадку: «Стоит дама: впереди комедия, позади драма»? Загадка кажется несколько философской, но она как раз про этот памятник. Перед ним, через Невский проспект, Театр комедии, а позади – Александринка.
Цоколь этого памятника не так лаконичен, как у Петра. У ног императрицы 9 её ближайших сподвижников, и на самом видном месте, безусловно, военачальники. Крайний справа стоит фельдмаршал Суворов. Рядом с ним сидит вторая персона в государстве – светлейший князь Потёмкин-Таврический, присоединивший к короне много земель. Слева от Потёмкина победоносный генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский. Суворов и Румянцев, кстати, были связаны не только общим делом, но и родственными узами: жена Суворова приходилась племянницей жене Румянцева.
При Екатерине II была учреждена Городская дума, башню (ратушу) которой мы видим на этой открытке. Тут же конка и уже электрические уличные фонари. Между башней думы и Гостиным двором с 1862 до 1929 стояла часовня в «русском стиле», здесь она хорошо видна.
Это одно из последних творений академика А.М. Горностаева, известного не только своими работами в монастыре на Валааме, но также и своими учениками. Об одном из них, талантливом А.И. Ропете, мы рассказывали в нашей публикации про музей-усадьбу Абрамцево.
Перспектива ведёт нас к шпилю адмиралтейства, и слева, с моста через Екатерининский канал, мы увидим Казанский собор, точнее, собор Казанской иконы Божьей Матери.
Список с Казанской иконы, бывший с ополчением Минина и Пожарского, стал символом освобождения страны от поляков в 1612 году. Для него князь Пожарский построил Казанскую церковь на Красной площади в Москве. А этот громадный собор, построенный для списка с иконы, принадлежавшего царской семье, стал волею судеб памятником побед над Наполеоном в 1812.
В начале Невского проспекта нас ждёт, как всегда, вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец.
Лютерман издал более полутора тысяч только цветных открыток. Открытки стиля Gruss были самыми широко издаваемыми в XIX веке. Они предназначались для людей состоятельных; их печатали на хорошей бумаге и красиво оформляли. Gruss были страстью многих коллекционеров. Привлекало, в частности, то, что в них проявлялись новые художественные тенденции. Часто это был арт-нуво, у нас известный как «модерн», который мы и видим на замечательных открытках издательства Рихарда Рихардовича Лютермана.
Среди наших игрушек есть героиня сказов П.П. Бажова - Танюшка. Она, как и литературная героиня, была в Санкт-Петербурге.
Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.