Исходя из того, сколько раз за последнее время я гулял по Пречистенке, и глядя, сколько фотоматериала накопил, об этой прекрасной улице я могу рассказывать еще многие дни. Но пока решил ограничиться лишь двумя зданиями и отправиться дальше.
Впрочем, сюда я не раз еще вернусь. И не устану приглашать всех и каждого в Арбатские переулки, на Остоженку с Пречистенкой, на Гоголевский бульвар и в другие уголки северо-восточной части Хамовнического района.
А моим сегодняшним архитектурным персонажем станет нежно-розовый пятиэтажный…
…Дом на углу Пречистенки и Зубовского бульвара
Конечно, за более чем столетнюю историю он многократно мог менять цвета, и сейчас трудно сказать, каким он был при своем создании. Но вот коринфские пилястры и полуколонны, крупный руст первого этажа и барочное оформление фасада – несомненное наследие именно тех времен.
(7 фото)
И это еще один образец преемственности московских историй и архитектурных памятников.
Интересно только: в 1913-1914 годах, когда он был построен, многие ли заговаривали об «ужасных новоделах» и многоэтажках на месте милых сердцу одно- и двухэтажных построек. Помнится, Сергей Дурылин не был доволен доходником, что выстроили на месте его отчего дома – усадьбы в Плетешках.
Впрочем, обо всем по порядку.
- Пожалуйста, дочитайте статью до конца! Каждая заметка в Дзене, которую вы не пролистали до самого низа, подает алгоритмам сигнал о том, что текст неинтересен, а автор недостоин того, чтобы его рекомендовать новым читателям.
Раньше, в конце девятнадцатого века, здесь стоял гораздо меньший и по площади, и по высоте дом участника Крымской войны и Кавказских походов, генерал-майора Михаила Доримедонтовича Лихутина. И дом тот был…
…Тесно связан с именем религиозного мыслителя, публициста и поэта Владимира Сергеевича Соловьева
Здесь в 1879 году, после смерти супруга, знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, поселилась его вдова Поликсена Владимировна, урожденная Романова. И как раз у нее часто останавливался Владимир Сергеевич – один из двенадцати её детей. С ней же в доме постоянно жила и ее дочь Поликсена Сергеевна, названная в честь матери – переводчица, художница, поэтесса и сказочница.
Поздний ветер, пролетая,
Глухо ухнул за стеной.
Вяжет бабушка седая
Шарф на спицах шерстяной.
А часы в футляре темном
Мерят время в тишине.
Вяжет в чепчике огромном
Тень старухи на стене.
Примостилась компаньонка
Рядом, карты разложив.
Дребезжащий голос тонко
Повторяет: «Жив он, жив!
Бубны — вам письмо — направо.
Дамы были, но вдали.
Слева трефы — это слава,
И тузы кругом легли».
«А зачем же здесь пиковка?»
«Путь далекий — может быть».
И гадалка хочет ловко
Пику бубною прикрыть.
Вдруг звонок прозвякал громко.
На лице старушки — страх.
Прибежала экономка
С телеграммою в руках.
Что там скрыто: радость? лихо?
Чепчик бабушки поник.
Компаньонка шепчет тихо:
«Туз бубен…. десятка пик».
(«Бабушка», Поликсена Сергеевна Соловьева)
Тот старый дом снесли по-видимому в 1892 году. А на его месте по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского начали строить новое доходное владение для генерал-лейтенанта Константина Степановича Шекаразина.
(7 фото)
Это был помощник начальника Тульского оружейного завода, и он владел домом до 1910 года.
Первоначально здание было меньше нынешнего и смотрело фасадом на Пречистенку. Но после того как дом перешел в руки нового владельца, в 1913 году приступили к его реконструкции. Так появилось еще одно крыло со стороны Зубовского бульвара. Его автором стал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов (7 фото).
Заказчиком же перестройки и увеличения дома в ширину (а глядя на него, можно предположить, что и два дополнительных этажа могли появиться тогда же, хотя подтверждения этому я не нашел) сделался…
…Сын известного мануфактурщика Андрей Клавдиевич Жиро
Про его отца, французского подданного, купца и промышленника Клавдия Осиповича Жиро, знаменитого в прошлом на все Хамовники, я писал прошлой зимой.
К слову сказать, удивительно то, что буквально вчера в комментариях под одной из статей о нем мне написал правнук одного из мастеров фабрики Жиро. Который, кстати, в некотором роде опроверг часть слов Льва Николаевича Толстого о будущей «Красной Розе».
Потрясающие комментарии вообще уже давно одна из наиболее важных частей моей дзеновской странички, что восхищает меня до сих пор.
Впрочем, сегодня у нас речь о доме на углу Садового кольца и Пречистенки. И в этом доме, ставшем доходным, в более ранней его части, с 1899 по 1900 год жил гениальный художник, живописец и график Михаил Александрович Врубель с женой Надеждой Ивановной Забела-Врубель.
И именно здесь «родились» бессмертные полотна Врубеля «Пан» и «Царевна-Лебедь».
В гостях же у Врубелей часто бывал композитор Римский-Корсаков.
А у другого квартиранта дома, философа и литературоведа Валентина Фердинандовича Асмуса останавливался на постой Борис Пастернак, вернувшийся в1943-м из эвакуации, так как его квартира в Лаврушинском переулке оказалась совершенно непригодна для жизни.
С 1950-х и до распада СССР здесь располагалось Министерство легкой промышленности РСФСР. Сейчас дом по всей видимости по-прежнему жилой.
А я завтра расскажу еще об одном здании на Пречистенке, которое пару раз мелькало на фото в сегодняшней заметке, и отправлюсь дальше в своих прогулках кругами, спиралями, по диагонали и из конца в конец прекрасных и удивительных московских улиц и улочек. Почти каждая из которых – калейдоскоп историй и учебник Истории целой огромной страны.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!