Все мы знаем о том, что ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ с ребенком в виде диалога, активного слушания, заинтересованности, причастности составляет основу помощи ребенку в его личностном развитии, создавая условия ДОВЕРИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВА со взрослым.
Для достижения такой коммуникации необходимо:
- Хотеть услышать ребенка, а значит нужно выделить на это свободное время
- Принять чувства ребенка без оценки и осуждения, даже если они противоречат родительским ценностям, признать право ребенка на свои чувства.
- Доверять ребенку и верить в его возможности
- Воспринимать ребенка как уникальную личность с его правом выбора.
Но есть и другие формы общения, которыми, как грибком, поражены определенные семьи. Они являются травмирующими для ребенка, эмоциональным насилием.
Вот некоторые из них:
- приказание, команда “Сделай сейчас же!”- они не оставляют места диалогу, поиску совместного решения.
- угроза, манипуляция “Если не сделаешь уроки- не будет гаджетов и улицы!”
- слова “должен”, “обязан”, “надо”. В общем высказывании они рождают чувство вины и стыда, например “Ты должен был больше внимания уделить подготовке к контрольной, ну а теперь вот твоя заслуженная тройка, хотя могла бы быть пятерка!”
- советы родителей с ориентацией на то, что ребенок сам не в состоянии решить вопрос могут привести к зависимости от чужого мнения, не способности находить выход из сложившейся ситуации.
Есть токсичные формы коммуникации, направленные на оценку личности ребенка, которые могут спровоцировать неуверенность в себе, негативное представление о себе:
- обзывание, сравнение, высмеивание
- чрезмерная похвала так же может укрепить зависимость от чужого мнения, а значит неуверенность в себе
Обесценивание чувств ребенка, которое искажает понимание ребенком самого себя может выглядеть так:
- интерпретация родительского видения: “Я лучше знаю”, “Ну что ты жалуешься, посмотри как другие дети живут…”
- утешение в виде таких высказываний: “Не переживай”, “Да ладно, это такая ерунда, а ты расстроился…”, “Не реви..”
Как избежать такого общения и начать коммуницировать со своими детьми с уважением, не нарушая их личных границ и при этом сохраняя свои? Грамотно и по-человечески и при этом прочно с каждым днем укреплять родительский авторитет не через страх и давление, а через уважение к себе, как родителю?
Об этом в следующей статье..🤍