Первые годы работы в Печоро-Илычском заповеднике. Поручили вести научное исследование, связанное с бобром. Надо было узнать, сколько обитает бобров, как они заселили территорию заповедника.
Печора и Илыч легко проходимы для лодок местной конструкции, притоки труднее пройти, но всё же можно учитывать, а вот истоки рек, мелкие многочисленные ручьи – это уже проблема.
Про наши местные лодки и путешествиях на них можно читать в статьях на канале:
По их берегам трава чуть ли не в рост человека, кусты ивы, а под ногами – упавшие деревья и, что самое опасное, обвалившиеся норы бобров. Во время учётов заметил, что иногда встречаются погрызы бобров на большой высоте у кустов и деревьев. Это бобры выходили на кормёжку весной на поверхность снега. Вот я и решил, поискать поселения бобров ранней весной, когда на снегу образуется наст.
А о бобрах можно прочитать вот тут:
Такой способ учёта оказался удачным. Ходил в одиночку. Днём становилось тепло, наст переставал держать, приходилось устраиваться на днёвку, отдыхать, пить чай, а вечером выходил или на кордон, или в избушку.
В начале апреля надо было выбираться с верховьев Печоры в Якшу, на центральную усадьбу заповедника. От кордонов заповедника до деревни Усть-Унья есть хорошо нахоженная лыжня. Далее деревни Усть-Унья, Пачгино, Курья, Волосница и Якша были связаны конскими дорогами.
Стал думать, как мне добираться до дома. За один день с верховьев Печоры до Якши никак не дойти, надо этот маршрут разбить на участки. Обратился за советом к инспектору охраны заповедника Валентину Собянину, где бы мне можно было переночевать. Он посоветовал зайти к его маме, которая жила в Усть-Унье. «Как её зовут, как её найти?» «Зовут её тётя Феня». «Валентин, мне как-то неловко так спрашивать про женщину в возрасте». Валентин задумался: «А, её Федосьей Тимофеевной зовут».
Рано утром вышел с кордона и по лыжне пошёл в деревню Усть-Унья. Дошёл до неё засветло. Увидел на улице ребятишек и спросил их, где живёт Федосья Тимофеевна? Ребятишки переглядываются друг на друга, пожимают плечами. Ещё раз переспросил: «Где живёт тётка Феня?» «А, тётка Феня, вон в том доме».
Валентин по рации предупредил мать о моём приходе, так что моя просьба о ночлеге не удивила её. Переночевал и в 7 утра двинулся в сторону своего дома. Я знал, что рекой от Якши до Усть-Уньи 140 км, а вот сколько по дороге, которая срезала мысы, изгибы реки, я не знал. Уверен был только в одном, что если ночь застанет в пути, можно попроситься на ночлег к жителям деревень, что расположены по берегу Печоры.
Вот первая деревня Пачгино. Время на часах 11. Следующая деревня Курья. По реке между ними расстояние 25 км. Через мысы дорога сокращает расстояние едва ли не вдвое. Солнце ещё высоко, на ночлег проситься рано, тем более, что от Курьи до Якши всего-то по грунтовой дороге 40 км, но можно ещё сократить, если идти через деревню Волосницу. Решено, иду дальше в сторону Волосницы.
Деревню увидел в 5 часов. Ещё светло, дорога хорошо держит на лыжах. Рекой до Якши 50 км, но знаю, как сильно срезает путь конская дорога. Решил идти дальше. Через какое-то расстояние стали встречаться знакомые места, куда из дома ходил на охоту. Наступила темнота, только звёзды светят, но вот далеко впереди мелькнул огонёк электрической лампочки. Это знакомое место находится в 4 км от посёлка Якша. Ближе и дальше посёлка не видно, но здесь на возвышении единственное место, откуда его огоньки можно увидеть, деревья не загораживают. Ещё немного, ещё чуть-чуть и буду дома...
В 10 вечера вышел на берег Печоры, за рекой мой дом. Маршрут Усть-Унья – Якша, 15 часов непрерывного хода!