Найти в Дзене
По Приуралью

А ведь когда-то их истребили всех!

Мех бобра издавна ценился очень дорого. Его промысел играл большую роль в хозяйстве на протяжении многих веков. Об этом говорит хотя бы то, что в 11-12 веках за кражу бобра взимали такой же штраф, как за убийство «чужого холопа». Высокая стоимость шкуры и бобровой «струи» стимулировали усиленный промысел этого самого крупного грызуна. Пока численность зверей была достаточно высокой, ограничений на добычу не вводили. С годами охотничий промысел совершенствовался, изобретались новые орудия лова, соответственно, бобров стали добывать больше. Размножение зверей не восполняло потери от промысла, и бобры стали исчезать из охотничьих угодий. Еще страшные истории и цифры можно посмотреть в статьях: В писцовой книге Яренского уезда, составленной в 1608 году, отмечалось, что оброк на бобровые гоны брался со многих погостов и деревень, которые промышляли зверя по рекам Вычегде, Вишере, Нившере, Колве, Выми, Сысоле, в верховьях Мезени, по Удоре и другим рекам. Спустя немногим более тридцати лет со

Мех бобра издавна ценился очень дорого. Его промысел играл большую роль в хозяйстве на протяжении многих веков. Об этом говорит хотя бы то, что в 11-12 веках за кражу бобра взимали такой же штраф, как за убийство «чужого холопа». Высокая стоимость шкуры и бобровой «струи» стимулировали усиленный промысел этого самого крупного грызуна. Пока численность зверей была достаточно высокой, ограничений на добычу не вводили. С годами охотничий промысел совершенствовался, изобретались новые орудия лова, соответственно, бобров стали добывать больше. Размножение зверей не восполняло потери от промысла, и бобры стали исчезать из охотничьих угодий.

Еще страшные истории и цифры можно посмотреть в статьях:

В писцовой книге Яренского уезда, составленной в 1608 году, отмечалось, что оброк на бобровые гоны брался со многих погостов и деревень, которые промышляли зверя по рекам Вычегде, Вишере, Нившере, Колве, Выми, Сысоле, в верховьях Мезени, по Удоре и другим рекам. Спустя немногим более тридцати лет сольвычегодские власти доносили в Москву, что бобровых промыслов в этом уезде уже нет.

В более отдалённых и глухих местах промысел ещё сохранился, об этом говорит тот факт, что в 1621 году через таможню Усть-Цилемской слободы было провезено 60 шкур бобров.

Еще интересные сведения о бобрах читайте в статье:

В самом начале 19 века бобров изредка ловили около села Вотча, неподалёку от Усть-Сысольска. В верховьях реки Печоры, по её притоку р. Унье последнего бобра убили, примерно, в 1817 году. По словам охотника, он не признал этого зверя и стрелял по нему «из любопытства». До середины 19 века бобры встречались в Верхошурском уезде на реках Лозьве и Сосьве и некоторых их притоках. В связи с исчезновением бобров у местных охотников возникло поверье о том, что звери с р. Печоры «ушли за Камень», т.е. за Урал. Возникновению такого поверья могло поспособствовать то, что за Уралом бобры действительно водились. А сохранились они там благодаря тому, что местные жители сами ввели запрет на добычу бобров по рекам Конде и Сосьве. Почему так произошло? Дело в том, что местные мужчины считали, что их женщины после ежемесячного процесса, происходящего с ними, становились «нечистыми» и для того чтобы они «очистились» и с ними можно было возобновить прежние отношения, их необходимо обкурить дымом, и не просто дымом, а с добавлением кусочка бобровой струи. Добывали только тех бобров, которые выселялись с этих рек. В советское время реки Конда и Сосьва были объявлены заповедными.

Об устойчивых мифах, связанных с животными, читайте в статьях:
  • Устойчивые мифы о животных (в которые все верят!). Часть 1.
  • Устойчивые мифы о животных (в которые все верят!). Часть 2.
-2

А что же происходило по нашу сторону Урала? В 1930 году был создан заповедник в междуречье Печоры и Илыча. Обследование его территории показало, что реки пригодны для жизни бобров, поэтому в 1938 и 1940 годах сюда из Воронежского заповедника привезли две партии бобров, общим числом 19 голов. Бобры успешно прижились, стали размножаться и когда их численность стала достаточно высокой, в заповеднике их стали отлавливать на расселение. В начале бобров выпускали на близкие реки, а в дальнейшем их стали вывозить и в отдалённые угодья республики Коми, в Архангельскую и Вологодскую области.

В настоящее время бобр в заповеднике стал обычным представителем местной фауны, эти грызуны заняли все пригодные для их жизни места. По данным учётов в заповеднике живёт не менее 400 бобров. А ведь когда-то их истребили полностью!