Освоение печорского края было бы невозможно без лодок. Длительное время все перемещения людей и грузов проходили только по рекам. В ходу на реках Печоре и Илыч лодки двух типов: лёгкие «трёхдосковки» и тяжёлые грузовые "тятидосковки". Доски для них выпиливали из цельного ствола дерева. Сами лодки длиной от 8 до 11 метров. Течение на реках быстрое, поэтому лодки строили длинные, прогонистые, узкие и, как местные говорят, чапковитые, т.е. неустойчивые. С непривычки в них страшно садиться, всё кажется, что в любой момент они могут опрокинуться. Когда в них заходят, то идут посередине лодки, стараясь не отклоняться. За грибами, за ягодами, когда набирается много народу, то все усаживаются пониже на слани, чтоб лодка была более устойчивая. Потом к лодкам привыкают и часто садятся на «беседки», положив короткую доску на борта.
Еще о наших лодках читайте статьи на канале
- Готовься к навигации зимой, или Как добывали смолу для лодок
- Опять повезло. Приключения на реке
До появления моторов, основным двигателем были длинные шесты. Обычно толкали лодку двое, один с кормы, второй на носу. Как-то я спросил местную жительницу Анисью Диевну Лызлову, сколько километров в день проходили на шестах. Она сказала, что когда ещё была «в девках» их посылали в верховья на сенокос. В первый день проходили 50 км от Якши до деревни Волосница, на второй день ещё 50 км до деревни Пачгино, на третий день до Усть-Уньи, это ещё 36 км. Чем ближе к Уралу, тем больше перепад и быстрее течение. Ещё день поднимались до кордона Шайтановка и день до Кордона Шижим, т.е. расстояние 235 км проходили за 5 дней. Поднимались от деревни до деревни, чтобы ночевать под крышей, заодно передать посылки, проведать родню. В лодках везли с собой продукты на время сенокоса.
В настоящее время в основном перемещаются на лодочных моторах, хотя в самых верховьях рек они из-за мелей становятся только помехой, лишним грузом. Обычно их снимают с лодок и оставляют на берегу. Мне рассказали один случай. Однажды в самые верховья Печоры приехала работать экспедиция биологов. Им пришлось спускаться на лодке по длинному порожистому перекату. Как обычно, всех посадили на слани, а инспектор охраны, работая с кормы веслом, погнал лодку вниз по реке. Промчались быстро, благополучно причалили к избе. Первыми вышли молодые сотрудники, стали придерживать лодку, чтоб остальным было удобнее выходить. Вышли все, а одна женщина как сидела, вцепившись в борта лодки, так и сидит. Оказалось, что она не может разжать пальцы, их свело судорогой. Пришлось ребятам осторожно их распрямить, потом вывести женщину на берег.