Найти в Дзене
Мой маминг

Игры для развития дошкольника и младшего школьника

Оглавление

В прошлый раз начала разговор о чрезмерном когнитивном развитии маленьких детей, когда им критически важно движение. Сегодня разбираюсь с моторными играми.

Игры на стимуляцию вестибулярной системы

Если ребёнок гиперактивен и невнимателен, значит прокачивайте вестибулярную систему. Ещё в школьном возрасте её недоразвитость ведет к пространственным проблемам на письме. То есть почерк идёт по волнистой линии или нет достаточных пробелов между словами.

В процессе стимулируются 1) удержание статичного положения головы относительно линии горизонта; 2) линейное ускорение; 3) вращательные движения.

Приведу по одному примеру, а додумаете сами.

1.       «Море волнуется раз»

Основная задача – сместить голову относительно горизонта. То есть морская фигура застывает носом кверху, попой книзу, пальцем у носа, ласточкой и т.д. Ход игры такой. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» в этот момент игроки двигаются кто как хочет. И в конце произносит команду: «…морская фигура носом кверху замри». Игроки должны выполнить фигуру и замереть.

Из игры выбывает тот, кто пошевелится пока ведущий проверяет все ли выполнили задание.

-2

2.       «Раз, два, три – замри»

Цель игроков добежать до ведущего, пока тот повернут спиной, и дотронуться до него. Он отходит на достаточное расстояние. Игроки бегут только, когда ведущий стоит спиной. А вот когда он поворачивается, замирают на месте.

Если ведущий заметит движение, то исключает этого игрока. Все бегут по команде «Раз, два, три – замри». Для малышей можно сделать облегченную версию. Моя 4-х летка весело носится просто под беги и замри.

Также сюда относятся «Салки, ножки на весу», качели.

-3

3.        «Ручная карусель»

Берете за руки дитя и начинаете раскручиваться вокруг. Также можете взять его на руки, если боитесь брать за кисти. И тоже крутитесь.

Сюда же подходит простое кружение вокруг своей оси. Например, по команде все вращаются в правую или левую сторону, и по команде замирают. Заодно запомнит, где правая, а где левая сторона.

-4

Игры на стимуляцию проприоцептивной системы

Если школьник чересчур агрессивен, значит недоразвита проприоцептивная система. Он физически не может быть гибким и плавным и решает свои проблемы угловато и быстро. В этом случае мозгу нужно знать: 1) схему тела; 2) контроль тонуса; 3) координацию и точность движений.

1.       Рулетик или мумия

Берёте на руки и несёте в комнату со словами:

«Сейчас я буду делать из тебя шаурму или мумию».

Заворачиваете его в тонкий плед или одеяльце. То есть кладёте на одеяло и начинаете закатывать, трогая разные части тела и приговаривая:

«В этот слой кладу капустку. В этот помидорчики. Сюда мясо».

Так до момента пока полностью не завернете. А потом говорите:

«Ой, соусом лаваш забыл смазать»

И разворачиваете. Можно плавно, можно резко – всё зависит от характера малыша. Конечно, это нужно делать над диваном или кроватью и хорошо контролировать движение тела. Будьте осторожны, детям невероятно нравится. Используйте в качестве поощрения.

-5

2.      Интерактивная история «Кот и мышь»

Эта игра на сравнение массы и контроль тонуса. Играйте в ходе рассказа истории.

«Жил сильный кот, который каждое утро делал упражнения вот с такой гантелей»

И даете гантель 5 кг.

«Поэтому кот мог вот с такой силой жать руку при встрече»

И позволяете максимально сильно сжать вашу руку.

«По соседству жила мышка, которая каждое утро делала зарядку вот с такой гантелей»

И даете поднять гантель 1 кг.

«Поэтому при встрече жала руку с такой силой»

И малыш жмет руку очень легонько.

«Однажды мышь и кот шли по темной улице и встретили пса-бандита, который попросил отдать ему их угощения. Машка сказала: «я разберусь с ним». И ударила пса вот так»

Подставляете руку и он легонько бьет по ней

«Но пес-бандит только засмеялся. Тогда кот подошёл ко псу и ударил его вот так»

Даете возможность ударить кулаком по вашей руке со всей силы

«И пёс убежал. А друзья пошли домой»

Первый раз сами показываете сказку, потом ваш сын или дочь повторяет за вами движения.

-6

3.       «Сбей мяч»

На табуретку кладете большой мяч. Ребёнок становиться на расстоянии 1,5–2 метра в руках у него маленький мяч. По сигналу взрослого «Сбей мяч», он кидает маленький мяч в большой, чтобы сбить.

Игры на стимуляцию зрительной системы

Ещё бывает, что зрительная и вестибулярная системы ведут к эффекту «обиженного». Это когда родители слишком много внимания уделяют неудачам. Дошкольник начинает зрительно считывать с родителя такое восприятие как значимое, и в итоге получается такой постоянно «обиженный» маленький человек, который только и делает, что жалуется.

При стимуляции зрительной системы прокачиваются 1) слежение и 2) фокус.

1.       «Наперстки»

Известная по множеству фильмов игра о слежение за шариком, который прячется под один из трех стаканов. И три стакана перетасовываются перед глазами игрока. Потом он угадывает стакан, под которым шарик.

Также в эту тему подходят лото, игры-ходилки, домино. Эти игры не настолько динамичны. И могут не составить конкуренцию наперсткам, а могут и составить. Зависит от характера и особенностей самого ребёнка.

-7

2.       «Бабл-Дабл»

Карточная игра, где на каждой карте нарисовано несколько рисунков. Один из рисунков обязательно совпадает. Цель в том, чтобы находить одинаковые рисунки.

Также к играм на фокус относятся игровые книжки «Найди и покажи». Из более подвижных на улице – теннис, бадминтон.

-8

Если у школьника официально диагностирован один из упомянутых недугов, то НИКОГДА не поздно начать стимулировать развитие вестибулярного аппарата.

Статьи выходят каждое воскресенье. Подпишитесь, чтобы не пропустить.