Jagdpanzer 38(t) - Hetzer
Н. Кочин.
Собственно говоря, с линейным Pz.Kpfw.38(t) роднит разве что фирма, на которой они выпускались. В отличие от Marder III и Grille, при создании которых использовалось шасси Pz.Kpfw.38(t), пусть и немного модернизированное, корпус нового истребителя танков строился с нуля. Конструкторы учитывали опыт разработки среднего истребителя танков Jagdpanzer IV и (отчасти) Jagdpanther. В конструкции видно и влияние машин Alkett, например, форма корпуса очень похожа на модернизацию StuG 40 с 70-калиберным орудием.
А в основу конструкции шасси легло шасси лёгкого разведывательного танка Pz.Kpfw.38(t) n.A. Помимо своей оригинальной ходовой на него был установлен 220-сильный двигатель Praga NR1. Но если ходовая перешла к Хетцеру в полном объеме, то фактически ВММ пришлось устанавливать тот мотор, что имелся в производстве, 160-сильный Praga AE. С учетом того, что машина в процессе проектирования «разжирела» до 16-ти тонн, движок оказался слабоват, удельная мощность порядка 10 (вместо ожидаемых 15) лошадей на тонну, что сказалось на подвижности. Да и ожидаемой максимальной скорости САУ в 60 км/ч достичь не удалось. Впрочем, во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч., что тоже неплохо.
Были у «Хетцера» и другие недостатки. Неудобное место командира, плохая обзорность (с закрытыми люками практически «слепой»), очень маленькие углы горизонтального наведения орудия (впрочем, как и у практически всех немецких истребителей).
Поэтому мне не кажется, что, как часто о нем говорят, он был чудо-оружием, которое могло бы серьёзно повлиять на ход мировой войны, появись оно на полях сражений немного раньше. Он был просто удачной машиной, лучшей в своем классе. Переоценивать эту машину не стоит. Фактически, к моменту появления он был одним из образцов эрзац-техники, призванных замедлить приближение линии фронта к границам Германии.
«Hetzer» был разработан в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем переклассифицировался в истребитель танков. Противотанковые функции для этой САУ являлись приоритетными, но рассматривалась она и как средство поддержки пехоты, крепкий лоб ему сделали не просто так.
В его весовой категории практически не было бронемашин с настолько удачным сочетанием достаточно мощной брони, установленной под рациональными углами наклона, сильного вооружения и относительно низкого силуэта (на фоне StuG 40 и Jagdpanzer IV эта машина не была такой уж низкой).
Основным противником лёгких истребителей танков были Т-34, с ними он разбирался довольно эффективно, как, впрочем, и с Шерманами с 75 мм орудием. В войсках «Hetzer» приняли хорошо. Именно в войсках появилось прозвище «Hetzer» (в различных вариантах перевода или гончая, борзая, или загонщик-подстрекатель). В отличии от «Hummel», «Wespe» или «Nashorn» официально оно не прижилось, во всяком случае в служебной переписке. Осень-зима 1944 года для Jagdpanzer 38 стали пиком карьеры.
Но потом массово пошли Т-34-85, Шерманы 76 мм. Брони толщиной 60 мм даже под наклоном стало не хватать для надёжной защиты, но если у Jagdpanzer IV её усилили до 80 мм, то на «Хетцере» это было исключено. Тяжелые снаряды стали проламывать броню, а при рикошетах пошли трещины и внутренние сколы.
Не стоит забывать, что «Hetzer» фактически был эрзац-вариантом Штугов, и, как это и должно быть, по целому ряду важных характеристик он уступал оригиналам. Для Германии главное было, что они вообще появились. Недорогие (всего 54 тысячи рейхсмарок за штуку) машины чешского производства оказались весьма кстати. Именно поэтому всего за год их построили чуть меньше, чем всех истребителей танков на базе Pz.Kpfw.IV вместе взятых. Палочкой-выручалочкой для вермахта они не стали, но под занавес войны создали немало проблем армиям союзников.