Найти тему
КиноПсихолог

"Анна на шее": тихий и печальный агрессор, который только притворяется жертвой

Оглавление

"Анна на шее" (реж. Исидор Анненский, 1954)

Психологические агрессоры, "преследователи", абьюзеры обычно большинству людей представляются стереотипно: злобное исчадие, которое гнобит окружающих, давит на них, унижает, вечно критикует, а то и руки распускает. Вместе с тем, психологическая роль "преследователя" тоньше и глубже. "Преследователь" способен удивлять, притворяясь безобидным, а иногда и несчастным человеком.

Яркий пример такого притворства – Аня из фильма, снятого по рассказу Чехова "Анна на шее".

Давайте посмотрим, как Анна проходит путь от ролей Жертвы и Спасателя к роли Преследователя.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Сначала была Жертва, потом пришел Спасатель

"Жертва" очень часто начинает игру, вовлекая окружающих в манипуляции. В каком-то смысле Анна вместе с отцом и младшими братьями сначала оказывается жертвой обстоятельств. Смерть матери, запои отца, непосильные долговые обязательства... От безысходности и отчаяния, Аня переключается в роль Спасателя: она решает спасти положение, согласившись на неравный брак с неприятным ей Модестом Алексеевичем.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Глядя на Анну во время венчания можно заподозрить ее в том, что девушка снова стала жертвой – такой разнесчастной она выглядит рядом с пожилым супругом!

"Драматический треугольник" всегда динамичен

Драматический треугольник (он же Треугольник судьбы, Треугольник Карпмана) это схема, которая описывает отношения, в которых люди манипулируют собой и другими, играя роли Преследователя, Спасателя и Жертвы. Жизненная драма всегда интересна для наблюдателя (а порой и для участников действа). В частности, как раз за счет того, что люди постоянно меняются ролями, переключаются в "новое амплуа". А вот вот пожизненной жертвой никому не интересно.

Переключение может происходить между двумя ролями, но чаще всего – между всеми тремя. Анна, побыв в роли Жертвы и Спасателя, подсознательно не заинтересована в том, чтобы вернуться в хорошо знакомую роль. Играть так играть! Анна становится "Преследователем".

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Правда, выглядит сначала это не очень правдоподобно и убедительно. Какой же это агрессор, если Аня всё время страдает, грустит и печалится? Да и муж вроде бы как ее обижает – поучает, вызывает страх и не дает денег.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Грустный агрессор

В арсенале психологических агрессоров есть как минимум 13 моделей поведения, которые позволяют им маскироваться под бедную овечку. На каждой из них сейчас останавливаться не будем – рассмотрим четыре, которые можем увидеть в кинопримере с Анной.

Модель поведения № 1: "Я ни в чем тебе не откажу, но за это – сживу тебя со свету".

Анна покорно терпит всё, что предъявляет ей Модест, она выполняет все его требования, соблюдает все условия. Она заводит те знакомства, на которые указывает муж, кланяется и улыбается тем, кому он велит. Но довольно скоро Аня выкатывает супругу огромный счет, причем не только моральный, а вполне себе финансовый. Муженек теперь только и делает, что оплачивает счета, а молодая жена не стесняется в расходах на наряды и развлечения.

Модель поведения № 2: "Я всё сделаю по-твоему, но ты будешь жалеть об этом всю жизнь".

Анна действительно осчастливила мужа так, как ему и представлялось счастье: он получил заветную награду – орден Святой Анны II степени. И теперь у Модеста Алексеевича три Анны – "одна в петлице и две на шее". И судя по выражению лица Модеста Алексеевича награда обошлась ему слишком дорого. Не пожалел ли он о том, что ввел Анну в свет и открыл для нее столько возможностей? Иногда кажется, что он уже вообще пожалел об этом браке, а куда теперь деваться?

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Модель поведения № 3: "Я не буду заботиться о своих интересах, а буду добиваться, чтобы ты заботился о них".

У Модеста Алексеевича на шее оказалась не только награда, но и Анечка, которая лихо взяла на себя роль инфантильной и беспомощной девочки. Любые проблемы, любые трудности, любые вопросы теперь будет решать муж. А так ему и надо, даже?

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Модель поведения № 4: "Я буду страдать от твоего эгоизма, но и тебе не дам им насладиться".

Пожалуй, самая характерная для Анны позиция. Во всяком случае, до бала мы имеет удовольствие наблюдать ее во всей красе. У Анны всё написано на лице. Нет, там нет радости и благодарности от того, что брак с Модестом решил многие проблемы. В выразительности кислоты лицо Ани может соперничать с лимоном и уксусом.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Хотел жениться на молодой и красивой? Ну, на, женись. А теперь наблюдай, как я несчастна. Смотри, как ты губишь мою молодость. Надеялся, что я буду радовать твои очи? А зря. Смотри на моё личико и сожалей о том, что твои ожидания не оправдались.

Конечно, Анна делает всё это не специально, не осознанно. Тем не менее, по факту, она наказывает Модеста Алексеевича за своё же собственное решение выйти за него замуж.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Агрессор выходит из тени

Когда обстоятельства изменились, у Анны пропала необходимость притворяться, и ее агрессия приняла откровенный характер.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Она стала не только открыто развлекаться и транжирить деньги мужа, но и стала позволять себе посылать мужа куда подальше:

– Аня, Анюта! Я осчастливил тебя? Теперь ты можешь осчастливить меня!
– Подите прочь, болван!

Да, Модест не лучший муж, но временами он вызывает искреннее сочувствие. Смешной, раболепный, вечно униженный... Так часто и получается, когда становишься спасателем "жертвы". Благодарности от нее не дождешься, а мести, упреков, унижений и позора – вполне.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Несчастное выражение лица не всегда про страдальца и "жертву"

Разнесчастное, печальное, грустное выражение лица, как правило, связывают с образом "жертвы", и тем самым нередко попадают в ловушку манипуляций. Такое выражение лица может быть и у агрессора.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Как понять, что это оно самое?

Самый верный способ понять, что перед вами агрессор, который только притворяется страдальцем, дождаться, когда он снимет маску. Тут уж наверняка. Ну, а если не хочется ждать того момента, когда уже будет поздно, то стоит довериться собственным эмоциям.

"Анна на шее", скриншот.
"Анна на шее", скриншот.

Если страдания (грусть, печаль, тоска, обида) на лице другого вызывают угрызения совести и устойчивое чувство вины, можно не сомневаться в том, что это дело рук агрессора. Собственно, именно такие эмоции он и рассчитывал вызвать. Возможно, подсознательно, но рассчитывал. Он закинул крючок с наживкой, а другой охотно клюнул. Игра началась, а дальше... Либо выходить из этой ситуации, либо – как Модест Алексеевич – ждать "расплаты".

Еще статьи про "преследователей":