5,6K подписчиков

Малыш и Карлсон: 4 причины, почему люди вступают в абьюзивные отношения.

1K прочитали

"Малыш и Карлсон" (1968)

Карлсон – образцовый преследователь и манипулятор. Не скрытый, не маскирующийся под добряка и благодетеля, а сразу предстающий во всей красе. Сегодня его смело можно назвать словом, которое не было частью нашей реальности в 1968 году, – абьюзер.

"Малыш и Карлсон", скриншот.
"Малыш и Карлсон", скриншот.

За две с половиной минуты от встречи с Малышом, он:

  • выбрасывает его игрушечного медведя на улицу,
  • разговаривает грубым и командным тоном,
  • провоцирует на извинения и чувство неловкости,
  • обесценивает собеседника,
  • уходит от неудобных вопросов,
  • манипуляцией вымогает банку варенья,
  • вторгается в личное пространство,
  • разносит комнату, ломает игрушки, разбивает люстру...

Дальше можно пока даже не смотреть. Уже достаточно. Достаточно для того, чтобы понять, кто перед тобой и какие отношения вас ждут дальше. По-другому дальше не будет. Поэтому самое мудрое, что можно было сделать в такой ситуации, сразу же выставить Карлсона вон. Однако Малыш даже и не думает возмущаться, даже не пытается защитить личные границы.

"Малыш и Карлсон", скриншот.
"Малыш и Карлсон", скриншот.

Можно, конечно, списать всё на малолетство и малоопытность семилетнего мальчика. Но в жизни ведь такое сплошь и рядом. Абьюзером может быть и женщина, и мужчина, а партнеры и не думают выходить из таких отношений. Не видели сразу, с каким человеком они вступают в отношения? Видели, и еще как.

1. Я один, совсем один

Мультфильм по-своему объясняет поведение мальчика: он очень одинок. У мамы есть папа, у папы есть мама, а у Малыша нет никого, даже собаки (у него есть брат и сестра, но это к вопросу о том, что физическое нахождение рядом каких-то людей еще не избавляет от чувства одиночества).

"Малыш и Карлсон", скриншот. Семья Малыша.
"Малыш и Карлсон", скриншот. Семья Малыша.

Одиночество или страх одиночества в будущем нередко толкает людей в токсичные, абьюзивные отношения. И тот же страх заставляет в этих отношениях оставаться.

2. Быть "хорошим" не всегда хорошо

Малыш – хороший, послушный мальчик, воспитанный, вежливый, очень адаптивный, удобный, покладистый (драка за собаку этого не уменьшает). Это такой тип внутреннего ребенка, который у взрослого человека порождает состояние и ментальность Жертвы. И это – еще одна причина, по которой люди находятся в абьюзивных отношениях. Жертве нужен агрессор, агрессору нужна жертва, все довольны по-своему.

3. А был ли Карлсон?

В мультфильме существование Карлсона действительно ставится под сомнение. До этого мальчик "видел" жирафа вместо подъемного крана, зайца вместо машины и то, как светофор перевел его через дорогу. Акцент на богатом воображении мальчика делается как будто не случайно.

Мечты, фантазии – простой и ненакладный способ бегства от реальности, которая тебя не устраивает. И если Малыш не может ощутимо изменить свою жизнь в силу возраста, то взрослые люди, вступая в нездоровые отношения, менять ее особо и не хотят. А вот мечты и фантазии им тоже присущи. Жертва может надеяться на то, что агрессор изменится, или верить в то, что он в глубине души ее всё-таки любит. Иллюзии – такова плата за возможность свалить на других ответственность за собственную жизнь.

"Малыш и Карлсон", скриншот. Малыш и Карлсон.
"Малыш и Карлсон", скриншот. Малыш и Карлсон.

Если посмотреть на сюжет с точки зрения этой гипотезы, то это вполне вписывается в концепцию "бунта Жертвы". Малыш мог сам разнести комнату, выпустить на волю свои подавляемые качества, а затем свалить вину на воображаемого друга. Но не будем впадать в крайности. Даже если предположить, что Карлсон в этой истории реален, Малыш всё равно не избежал иллюзий: теперь у него есть друг, теперь он не одинок, теперь он кому-то нужен, для кого-то важен, значим и ценен. Это как раз то, что нередко успокаивает жертву и заставляет ее оставаться в отношениях, которые принесут лишь разочарование.

"Малыш и Карлсон", скриншот. Малыш и Карлсон.
"Малыш и Карлсон", скриншот. Малыш и Карлсон.

4. Эмоции – это яркие краски в серой жизни

До встречи с Карлсоном внешний мир и комната мальчика изображаются в серо-синих и коричневых унылых тонах. После знакомства – мир за окном и комната становятся яркими, красочными, живыми. Что-что, а токсичные отношения точно способны привнести в жизнь людей страсти, эмоции, переживания и ощущение того, что жизнь кипит. Собственно, и к фантазиям Малыш прибегает для того, чтобы хоть как-то разукрасить мир вокруг себя, свою жизнь.

Почему в детстве всё это так умиляло, почему воспринималось, как милое озорство? Возможно, мультфильм особенно откликался тем детям, которые также чувствовали одиночество или которым был близок внутренний бунт харизматичного человечка с пропеллером.

Здоровые отношения во взрослой жизни начинаются с любви к себе. Человек, который себя любит, в игры не играет, такое отношение к себе не терпит. Как обрести любовь к себе, рассказываю на своем онлайн-практикуме "Любовь к себе: Инструкция по сборке". Для читателей канала действует скидка 50% по промокоду "Кинодзен".