Мне кажется, сколько бы психологи (и я в том числе) ни писали о том, что психологические роли Преследователя и Жертвы из треугольника Карпмана в большинстве случаев не имеют никакого отношения к реальным преследователям и жертвам насилия, всё равно найдутся те, кто поставит знак равенства и напишет в комментариях чего-нибудь про виктимблейминг (обвинения жертвы в том, что "сама виновата"). Мне лишь остается писать для тех, кто в теме, и для тех, кто хочет действительно в ней разобраться. Ну, а на этот раз еще и показательный случай из пекарни расскажу.
Психологические Преследователи чаще всего не монстры, не агрессоры и не тираны. Не случайно синонимами для них стали слова "критик" и "контролёр". Старушка, которая вечно ворчит по жизни; ребенок, который в истерике требует новую игрушку; коллега, который вечно придирается из-за запятых в отчете; мама, которая верещит, что парень не пара для ее дочери, не для него она ягодку растила – все они в определенный момент играют роль: Критика, Агрессора, Контролера, Преследователя. Роль же не равна человеку и личности.
Правда, для некоторых людей такая роль может быть определяющей в поведении – в ней они чаще всего находятся, через нее реагируют на окружающих и окружение, на события и факты.
У любой психологической роли много плюсов (об этом я регулярно пишу). Если бы психологические игры были невыгодны, в них никто бы не играл. Однако за всё нужно платить, у любой выгоды есть обратная сторона.
Например, у Контролёра много энергии и даже власти. Она ему очень уж по душе. Контролёр может иметь вес, оказывать влияние на других людей и подсознательно (а то и осознанно) упивается этим ощущением. В чем подвох? Поговорим об этом, снова обратившись к кинообразу из "Стартрека". Я всё еще топчусь на той серии, по которой уже были две статьи: она проста, но дала много тем для размышлений.
Предыдущие статьи:
Одним из персонажей серии является Корóб – инопланетное существо, принявшее облик человека. Выглядит мужчина, может, и как человек, но вот возможности у него явно превышают человеческие. Силой мысли существо может делать то, на что люди способны лишь благодаря технологиям и инструментам.
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.
И да, канал преимущественно познавательно-развлекательный, так что КиноПсихолог иной раз грешит тем, что высасывает из пальца, притягивает за уши и натягивает сову.
Но вернемся к Корóбу. Этому парню ничего не стоит сотворить материю из ничего. Он может сообразить роскошный стол с яствами, может создать драгоценности и несметные богатства. Он может контролировать сознание других людей и управлять ими.
Его соратница Сильвия ему не уступает. Силой мысли она может удерживать в неподвижности целый звездолет на орбите планеты или нагреть его до адской температуры.
Как и психологические Преследователи, Корóб и Сильвия получают удовольствие от такой власти и силы. Это ощущение настолько приятное, драйвовое, что в реальной жизни многие "преследователи" и не думают расставаться со своей ролью. Однако и плата за него велика.
В какой-то момент Корóб встает на сторону тех, над кем измывался. Он выступает против своей подруги, освобождает звездолет, позволяет людям освободиться. Поясняя, почему он снял "оковы" со звездолета, Корóб произносит фразу, которую всей душой поймет любой психологический "преследователь":
– Трудно одновременно контролировать столько вещей.
И в этом весь "преследователь", в этом – его цена за власть и могущество (пусть даже на кухне над мужем-подкаблучником). Преследователь как роль – это всегда история про контроль, прежде всего, про контроль над ситуацией, над эмоциями, над другими людьми, над ошибками, над идеальностью, над правильностью... можно продолжать очень долго. Контролеру надо контролировать всё, всех и всегда. Он бдит: кто что сказал, как посмотрел, как поступил, как выполнил, почему не выполнил, почему выполнил хреново, почему не сделал лучше, чем сделал по факту, почему нарушил, почему не соответствует.
Как-то в пекарне наблюдала такую сцену. Женщина на крик изошлась, требуя, чтобы продавец взвесила пирожок с поштучной ценой. Она орала:
– Да я всю жизнь в торговле проработала! Да я граммы на глаз вижу! Вот у вас тут указано, что пирожок 145 граммов, а в нем нет столько! Взвешивайте, взвешивайте, пусть все увидят, что он меньше!
Девушка продавец положила поочередно на весы два пирожка. Один действительно был меньше: 143 грамма.
– Ага! – взвизгнула покупательница. – Вот видите, видите!
Второй пирожок оказался 147 граммов. Дама заткнулась и вылетела из пекарни, так и не совершив покупку.
Да бог с ним, с пирожком. Но вы представьте только, что она же по жизни вот так – бдит и блюдет, сравнивает, примеряет, обвиняет, требует. Я больше чем уверена, что это для нее не разовая история, а стиль жизни. Сколько на это энергии требуется? Уйма.
Вообще-то в этом тоже есть свой резон. Избавляясь таким образом от энергии, "преследователь" всегда находит достойное оправдание для себя, для того факта, что в собственной жизни у него всё из ряда вон плохо, а навести порядок – сил нет.
Некоторые еще и переключаются в "жертву". Они выставляют себя бедненькими овечечками, которые не покладая копыт рук трудятся над тем, чтобы мир был лучше, а люди – порядочнее.
Но бывает, что события разворачиваются и по другому сценарию. "Преследователь" устает. Устает всё, всех, везде и всегда контролировать. Устает жить так, как ему жить не хочется. Устает от того, что на что-то важное и значимое сил не хватает, а потому это важное и значимое никак не может прийти в его жизнь.
Отпустить контроль "Преследователю" очень трудно. Ему приходится учиться жить легко, отпуская, не думая о зонах чужой ответственности. Ему приходится осваивать азы здорового пофигизма и философии фиолетовости.
Если "Преследователю" удается выйти из треугольника Карпмана и он перестает играть деструктивную роль, он осваивает новую, позитивную роль. В одной из концепций (кстати, отечественной) эта роль называется Философ-пофигист.
Говорю как бывший психологический "преследователь": роль Философа-пофигиста куда кайфовее, а уж сколько сил появляется... словами не передать!
Это была Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 44. Сезон 2, серия 7 "Кошачья лапа" ("Catspaw").
Все статьи рубрики в подборках: