Найти в Дзене
ABW

Кубок Беларуси по картингу и кто в нем гоняется

Оглавление

В эти выходные в Стайках прошла заключительная из крупных гонок – Кубок Беларуси и Кубок ДОСААФ. Гонялись не только белорусы, но и россияне. Рассказываем, как это было, а заодно объясняем азы нашего картинга.

Бюджетно или дорого?

Сезон в белорусском картинге – один из самых насыщенных и длинных в белорусском автоспорте. Только посчитайте: перед стартом чемпионата республики было две предсезонные гонки (в апреле в Бресте и в мае в Стайках), затем восемь этапов основного чемпионата/первенства Беларуси/Серии ДОСААФ (в зависимости от возраста пилотов и их техники) и традиционный осенний Кубок Беларуси/Кубок ДОСААФ. Но и это еще не все! Для «ненакатавшихся» есть еще октябрьская гонка-закрытие сезона «Золотая осень».

Ну, а если позволяет бюджет, то вдобавок можно выезжать на гонки в соседние страны – раньше наши пилоты регулярно соревновались в прибалтийских чемпионатах и в России, но теперь, по понятным причинам, наиболее популярным направлением осталось восточное. И, как рассказывают родители пилотов, в чемпионате России гоняться сложно, но интересно: в заявке некоторых быстрых классов бывает от 50 до 70 пилотов! Чтобы добраться до победы, приходится пройти через отборочные заезды. Но это Россия – там и широкая география чемпионата с разными трассами, и бюджеты есть, и спонсоры, и большие команды.

-2

В Беларуси, безусловно, размах скромнее – из трасс, способных принимать чемпионат страны на регулярной основе, только Стайки. В Брест, где есть полноценный и интересный картодром, картингисты пока приезжают лишь на открытие сезона. Хотя классов много, причем они по сути разделены на две ветви: бюджетную и, назовем так, быструю.

Денег мало, но гоняться хочется? Тогда welcome в серию «формул», где соревнуются на картах с четырехтактными моторами. Там сразу три класса по возрасту пилотов и объему моторов: дети начинают со 160 «кубиков», затем переходят в «Формулу-250» (270 куб.см.) и борятся со взрослыми «дядьками» в классе «Формула-500» (390 куб.см.). Причем в последнее время топ-класс в «четырехтактной» ветви белорусского картинга существенно помолодел: появилось много гонщиков в возрасте до 18-20 лет, которые вышли на первые роли. Один из таких пилотов – Даниил Мезенцев. По итогам сезонов 2023-2024 он стал двукратным чемпионом «Ф-500».

А если бюджет позволяет, то открывается простор быстрой техники с двухтактными моторами на 125 куб.см.: вся лестница классов Rotax Max от Micro до Senior или DD2. В качестве «вишенки» – карты KZ2, оснащенные шестиступенчатой коробкой передач. В конце прямой в Стайках они развивают 130 км/ч! Правда, участие в таких классах – дело не самое дешевое. Например, стоимость комплекта гоночной резины плюс-минус равна комплекту бюджетных колес для «гражданского» автомобиля, а хватает их на этап-два.

-3

Тем не менее, в этом году в чемпионате Беларуси хватало захватывающих сюжетов – и они продлились на традиционном осеннем Кубке республики/Кубке ДОСААФ, который прошел в эти выходные на трассе под Минском. Его формат довольно необычный: пилоты гоняются в трех заездах, за каждый из них получают очки, выбираются два лучших результата, а очки за них суммируются и идут в зачет. У кого баллов больше, тот и выиграл.

«Дайте мне большую трассу!»

Начнем с класса самых маленьких, где еще нет больших бюджетов, а скорости в конце прямой – «всего-то» 70 км/ч. Но и пилотам-то лишь 5-8 лет! Это класс «Малыш», и здесь гоняются на 50-кубовых моторчиках. Гонки хотя и не слишком быстрые, но порой весьма захватывающие. Например, в субботу Никита Худолей прорывался из глубины пелетона – и по сумме лучших заездов за два дня оказался обладателем главной награды в классе самых юных гонщиков.

Кстати, парень участвует в крупных республиканских гонках первый сезон, но уже смог выиграть два крупных турнира – Серию ДОСААФ и Кубок ДОСААФ. Отец Никиты Сергей рассказал ABW.BY, что все началось несколько лет назад:

«Все решили тренировки и работа тренерского штаба в лице BKS Team, Александра Игоревича Матвеева и Александра Викторовича Щелканова. К этим двум тренерам Никита три года ходил в прокат. На небольшой трассе ребенок постоянно катался. Еще была куплена PlayStation, на которой Никита учил траектории. Вот так ему набивали руку, а когда он сам в очередной раз пришел в прокат и сказал «все, надоело, дайте мне большую трассу» – вот тогда мы пошли к тренерам и заявили, что есть желание поехать на республиканские соревнования.

-4

Когда Никита начинал, ему было 5,5 лет. Через две недели ему будет 8. Очень хочется в следующем сезоне поехать в Rotax. Будем смотреть бюджет, надеюсь, все срастется. На награждении в конце сезона ему случайно дали кубок за победу в Micro Max – тогда я его вернул и получил нужную награду за «Малыша». Но пошутил, что в следующем году заберем и этот кубок за Micro Max! Надо быть оптимистом и стремиться к чему-то высокому».

Историческая плотность

В четырехтактных классах драма разгоралась в классе «Формула»: несмотря на то, что Демьян Чернышев выиграл первые два заезда и снял вопросы об итоговом победителе, заезды дались ему очень непросто! Победитель первенства Беларуси-2023 Егор Дорогов постоянно пытался вмешаться в борьбу, а затем он же боролся с Владиславом Мотвеенко и Максимом Лукачуком за оставшиеся места в третьем заезде. Получилось красиво.

Про подоплеку в классе «Формула-250» стоит рассказать подробнее. В первенстве Беларуси-2024 там была не просто интрига – интрижище! Плотность результатов на финише сезона просто чумовая: победитель Иван Штылев набрал 197 очков, ставший вторым Федор Абраменко – 196, третий Даниил Антосюк – 195,5, а четвертый Глеб Боровский – 195 очков. Историческая борьба!

-5

На Кубок победитель в этом классе Иван Штылев, а также Глеб Боровский не приехали, поэтому схватка за второй по значимости трофей шла между Даниилом Антосюком и Федором Абраменко. В первом заезде из-за аннулирования Антосюка выиграл Абраменко, во втором уже Даниил вернул себя на первую строчку. За ним же оказалась и итоговая воскресная победа.

А вот в «Ф-500» царит стабильность: второй год подряд тройка призеров в чемпионате полностью совпала: чемпион Даниил Мезенцев, а дальше Алексей Нестерович и Максим Липовцев. Но Даня выступления закончил сразу после второго титула и Кубок ДОСААФ не поехал, Леша же мучился с машиной в субботних и воскресных заездах – и так победу в двух первых заездах забрал Макс, который в минувшие выходные стал обладателем Кубка ДОСААФ-2024.

-6

Правда, на старте третьего заезда (и уже не имеющего для Максима значения) он едва не устроил боулинг из-за проблем с тормозами: машина Липовцева влетела в поворот практически боком, подлетела на поребрике и развернулась. Ее зацепили несколько пилотов, в том числе и ставший в итоге третьим многократный экс-чемпион Беларуси Андрей Стома.

Интрига везде

В серии Rotax что ни класс – везде интрига: если не за первое или второе место, то хотя бы за третье. А в младшем Micro заезды и вовсе обрели драматический характер. Все должно было решиться в третьем выезде на трассу, но карт Никиты Стаховского замер, не доехав до старта. Так победу в Кубке Беларуси отпраздновал Иван Говорко. А в зачете Кубка ДОСААФ в этом классе лучшим стал Артем Маслов – оба парня ехали финальный заезд друг за другом.

-7

В Mini Иван Пигорев и Алексей Кузавко устроили потрясающие дуэли из заезда в заезд – лучшим по сумме очков оказался Ваня.

-8

Наиболее спокойной из всех классов получилась история в Junior – там три заезда забрал Кирилл Стаховский, победитель первенства Беларуси-2024. Вторым в двух заездах приехал Тимофей Тарасюк – ему ушло «серебро» соревнований, а Вячеслав Маслов дополнил подиум.

-9

В старшем зачете Rotax Max победу одержал Никита Синебок, а вот с местами ниже ничего не было ясно до самого финиша последнего заезда. Повезло Никите Любезному – за счет победы в третьем заезде он смог набрать необходимые очки и вырваться на второе место. Роман Плетминцев занял третью позицию на подиуме.

Чемпион забирает все – и уходит

Если говорить про топ-класс KZ2, то в этом году он получил новое дыхание. Впервые за многие годы за победу боролись молодые парни, а не «дядьки с бюджетами». Еще любопытнее, что тройка лидеров – продолжатели картинговых династий: у Данилы Чернеги и Максима Карневича в свое время гонялись отцы (Александр Чернега и Антон Карневич), а у Николая Шейдака – старшие братья Даниил и Савва.

А лучшим и в чемпионате Беларуси, и на Кубке Беларуси-2024 стал Данила Чернега. Путь от юниорских классов до победы в топ-категории картинга он прошел довольно быстро. Кстати, сколько этот путь занял?

– Лет 9-10 я шел к победе в KZ2 из младших классов, – рассказал Данила ABW.BY – Папа сразу сказал: «вырастешь, пойдешь в KZ2». Так и получилось.

-12

– Ты всю карьеру провел в бескоробочных классах. Насколько непростым был переход на коробочную технику KZ2?

– Найти новые траектории было не сильно сложно. Точно так же и с передачами: на первых трех-четырех тренировках я их еще считал, а потом просто запомнил. Труднее всего было разобраться с тормозами, постоянно кидало вперед при замедлении.

– В нашем картинге есть грустная традиция: сразу после чемпионства в KZ2 пилот завершает карьеру.

– Я эту традицию, к сожалению, продолжу. В Беларуси я все выиграл, а чтобы ехать и побеждать в российском чемпионате, там нужно безвылазно сидеть. Плюс для этого нужен космический бюджет.

Без повторовТрадиция выигрывать и заканчивать карьеру появилась в KZ2 далеко не сразу, однако последние сезоны она соблюдается исправно. Статистика получается любопытная: за последние 10 лет чемпионат Беларуси каждый год получает нового самого быстрого картингиста страны! ABW.BY вспомнил всех победителей в топ-категории за последнее десятилетие. Еще интереснее, что до этих парней чемпионом Беларуси становился Михаил Гончарик – и вот он как раз-таки удерживал чемпионство на протяжении нескольких сезонов.2014 – Алексей Бойченко (Могилев);
2015 – Алексей Серяков (Минск);
2016 – Савва Шейдак (Минск);
2017 – Евгений Сакович (Минск);
2018 – Евгений Дубровский (Минск);
2019 – Алексей Савин (Минск);
2020 – Никита Скорынин (Минск);
2021 – Ярослав Семашко (Минск);
2022 – Сергей Маршин (Минск);
2023 – Сергей Лапицкий (Минск);
2024 – Данила Чернега (Минск).

Вместо вердикта

Сезон-2024 получился невероятно насыщенным и богатым на события. Ходят слухи, что в следующем году чемпионаты Беларуси и России получат совместные этапы – и вот тогда станет еще интереснее! А если вам охота уже в этом году посмотреть, что собой представляет гоночная техника уровня чемпионата или первенства Беларуси, то 10-12 октября в Стайках приходите на гонку-закрытие сезона – она называется «Золотая осень».

Заметки на полях

«Слушай мою команду»: судьи дают последние указания лидерам перед тем, как они начнут заезд в классе «Малыш».

-13

19 пилотов на старте: на Кубке Беларуси самыми массовыми стали заезды взрослого Rotax Max.

-14

Задом наперед: для россиянина Дмитрия Данилушкина (60-й номер) Кубок Беларуси превратился в гонку, полную аварий.

-15

Девушки есть девушки: Людмила Крощук после тренировки в KZ2 показывает тренеру Игорю Семашко, что стало с ее маникюром.

-16

Даниил Корольков агрессивно атакует поребрики в гонке класса KZ2.

-17

«А что это тут у вас?». Техническая комиссия после гонки проверяет моторы на соответствие требованиям. Аннулируют или нет? Это решат даже доли миллиметра!

-18

Сезон-2024 заканчивается. Пора готовиться к сезону-2025!

-19

Чемпионат разыграли, Кубок тоже. Финиш сезона уже близко!

-20

]]>