В 1942-м году в Ленинграде с января по апрель погибли от голода и лишений практически в одном возрасте три советских писателя-фантаста – Александр Беляев, Николай Муханов и Владимир Орловский, в 20-х годах написавшие произведения, определившие развитие всей советской фантастики на десятилетия вперед. Если это совпадение, то довольно странное.
1942 год был очень несчастливым для советской фантастики. В начале того года с интервалом всего в три с небольшим месяца умерли три представителя советской фантастики, которых можно считать зачинателями этого жанра в нашей стране. Все трое написали свои знаковые фантастические произведения в 1924-25 гг., и хотя двое из них после нескольких своих литературных «дебютов» к литературе почти не возвращались, тем не менее, все трое сегодня занимают достойное, а то и основополагающее место в советской фантастике.
Герои моего повествования – Александр Романович Беляев, Владимир Евграфович Орловский и Николай Иванович Муханов.
И, по странному совпадению, все трое умерли во время войны от голода, двое – в блокадном Ленинграде на советской территории, а А. Р. Беляев – тоже в Ленинграде, но уже на территории оккупированной немцами (город Пушкино, он же Царское Село, ныне – Пушкинский район Петербурга)..
При этом каждому из них на тот момент было менее 60 лет, то есть возраст, наиболее располагающий к плодотворной творческой деятельности.
Все трое пришли в фантастику совершенно из разных областей. Беляев был юристом и журналистом, Муханов – театральным актером и режиссером, а Орловский – ученым-химиком, впоследствии ставшим профессором Ленинградского фармацевтического института. Да и фантастика у них была несколько разного направления, хотя частенько они друг у друга заимствовали идеи, но, что самое показательное – на фантастическом наследии всех троих впоследствии выросло не одно поколение более поздних советских фантастов, которые, используя идеи своих трех учителей, не стеснялись это признавать.
Ну а что? На гениев ссылаться не зазорно никому и никогда. Даже сам патриарх послевоенной советской фантастики Иван Ефремов признавал, что выписывая свой эпохальный роман «Час Быка», он всегда имел в виду единственный роман Муханова как энциклопедию по механизму поведения представителей двух цивилизаций в условиях противоборства за влияние в окружающем мире. А Александр Казанцев, еще один патриарх помельче, не скрывал, что центральная научная идея его главного в жизни романа «Пылающий остров» напрямую стибрена у Орловского.
Да и Александр Беляев тоже не гнушался заимствовать идеи из произведений двух своих коллег по цеху – ведь он вступил в бой попозже их, и потому у него было из чего выбирать.
Ну, о творчестве Александра Беляева (1884-1942 гг.) особо никого просвещать не надо – этот, без всякого преувеличения, гений, написал 23 научно-фантастических романа и повести, и более 70 рассказов. Это все издавалось в СССР массовыми тиражами, а также массово издавалось и за рубежом на языках всего мира, включая китайский и вьетнамский. Первое произведение – повесть «Последний человек из Атлантиды», - Беляев опубликовал в 1925 году, тогда же вышел и рассказ «Голова профессора Доуэля», впоследствии переработанный в роман. Последний роман – «Ариэль», - вышел в 1941-м, незадолго перед началом войны.
Владимир Орловский (настоящая фамилия - Грушвицкий, 1889-1942 гг.) был гораздо менее плодовитым автором, чем Беляев, однако успел написать эпохальный роман «Бунт атомов», повесть «Машина ужаса» и шесть фантастических рассказов, публиковавшихся в центральных советских журналах «Мир приключений» и «Вокруг света». Интересно, что рассказ «Бунт атомов» (который чуть позже автор переработал в роман) в 1927 и 1968 годах был опубликован в американских антологиях фантастики «Amazing Stories» и «Science Fiction Classics».
Правда, литературная деятельность Орловского охватывает всего 4 года, начав с повести «Машина ужаса» в 1925-м, он закончил в 1929-м рассказом «Штеккерит», и больше до самой своей смерти ничего не написал. Однако роман «Бунт атомов», хоть и выйдя в 1928 году тиражом всего 4 тысячи экземпляров, стал для советской фантастики знаковым, а с 1990 года выдержал еще 6 изданий, только два первых из которых вышли тиражами по 50 тысяч экземпляров каждый.
Все 30-е годы и до самой своей смерти В. Е. Орловский занимался научной деятельностью и стал профессором, и если планировал продолжать пробовать себя на ниве фантастической беллетристики, то мы этого не знаем.
Николай Муханов (1882-1942 гг.) отметился только масштабной фантастической эпопеей «Пылающие бездны» из разряда «космической оперы» (первой, кстати, в советской фантастике), и двумя рассказами – фантастическим «Атавистические уклоны Бусса» и приключенческим «Слоноводство». Все три произведения издавались в 1924-27 гг. в журнале «Мир приключений», а роман вышел в 1924-м еще и отдельной книгой тиражом 3000 экз., но с теми же иллюстрациями, что и в журнале, включая и обложку.
После 1991 года этот несомненно знаковый роман выдержал еще 6 изданий, правда, тиражи были мизерными, и в общей сумме не превысили 7 тысяч экземпляров. Самый массовый тираж был у журнальной публикации 1924 года в «Мире приключений» - каждый номер выходил в количестве 25 тысяч, и, что самое интересное, все три выпуска (№№1, 2 и 3) сегодня можно довольно легко найти в Интернет-магазинах по довольно вменяемым ценам.
Кроме трех описанных выше произведений Н. И. Муханов больше ничего не написал. Сохранилось только несколько изданных еще до революции книг с его стихами и прочими поэтическими произведениями, а в конце 30-х в какой-то антологии вышли его «воспоминания театрала», правда, записанные другим автором. Сборник этот назывался то ли «Русский провинциальный театр», то ли «На провинциальной сцене», вышел в 1937 году в издательстве «Искусство», в него вошли только две главы из неопубликованных до сих пор мемуаров - «Из боковой кулисы» и «Столичные гастролёры». Больше об этой книге мне ничего неизвестно, да она к фантастике не имеет никакого отношения. О самом Муханове 30-х годов известно только, что он до самой своей гибели жил в Ленинграде и занимался исключительно театром.
Итак, из представленных выше произведений заслуживают внимания оба романа (как Орловского, так и Муханова), но и остальное тоже представляет собой довольно значительный интерес. Конечно же, Александра Беляева я в расчет не беру, потому что он настолько известен, что обычно рассматривается отдельно, причем не только его творчество в целом, но и каждое из произведений.
А вот романы «Пылающие бездны» и «Бунт атомов» известны далеко не каждому. Я лично, хотя активно начал читать фантастику еще в начале 70-х и интересовался всей публицистикой, посвященной советской фантастике, в том числе и ранней, узнал о произведении Орловского только в начале 2000-х, когда мне удалось прикупить на барахолке антологию советской фантастики 20-х «Прекрасные катастрофы», вышедшую в 1990-м тиражом в 50 тысяч.
Роман «Пылающие бездны» мне вообще попался только несколько лет назад в похожей антологии (фантастика 20-х) «Деревянная королева», вышедшей в 1999-м тиражом всего 5700 экземпляров. И прочитав оба произведения, я подумал – а почему же эти книги столько лет не переиздавались? Вот произведения Беляева, например, часто писанные на подобные же темы, издавались при жизни мастера неоднократно. А романы Орловского и Муханова никаких переизданий не видели, да и тиражи единственных изданий их книг были не очень велики даже по тем временам.
Ну ладно, этим феноменом я хочу заняться в отдельных публикациях по каждому из описанных выше произведений. Уверяю, это очень интересные произведения – и романы, и повесть, и рассказы. Но сейчас я хотел привлечь внимание к тому факту, что наиболее значительные советские фантасты 20-х годов, «жили долго и счастливо, и умерли в один день» - ну, это образно говоря. И совсем уж какое-то фатальное совпадение в обстоятельствах их смертей, а также в географии, все они случились в Ленинграде практически в одно и то же время. Как будто кто-то свел трех гениев советской фантастики в одном месте и таким страшным образом с ними посчитался, хотя они могли еще жить и творить не один десяток лет.
Я не знаю больше таких совпадений не только в теме фантастики, но и в теме литературы вообще. Три фантаста, мало того - три знаковых фантаста, кто бы там не опровергал влияние их произведений на развитие всей советской фантастики, погибли практически в одном месте и по одной и той же причине, да еще почти что в одном и том же возрасте – это совпадение очень грустное. Я не собираюсь искать тут какую-то мистику, но факт говорит сам за себя очень красноречиво.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Три незаслуженно забытых детских книги прекрасного советского писателя Льва Кассиля