Найти тему
Популярная Библиотека

В начале 1942 года в Ленинграде по одной и той же причине погибли три отца-основателя советской фантастики. Странное совпадение

В 1942-м году в Ленинграде с января по апрель погибли от голода и лишений практически в одном возрасте три советских писателя-фантаста – Александр Беляев, Николай Муханов и Владимир Орловский, в 20-х годах написавшие произведения, определившие развитие всей советской фантастики на десятилетия вперед. Если это совпадение, то довольно странное.

Николай Иванович Муханов (1882-1942 гг.), Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) и Владимир Евграфович Орловский (1889-1942 гг.)
Николай Иванович Муханов (1882-1942 гг.), Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) и Владимир Евграфович Орловский (1889-1942 гг.)

1942 год был очень несчастливым для советской фантастики. В начале того года с интервалом всего в три с небольшим месяца умерли три представителя советской фантастики, которых можно считать зачинателями этого жанра в нашей стране. Все трое написали свои знаковые фантастические произведения в 1924-25 гг., и хотя двое из них после нескольких своих литературных «дебютов» к литературе почти не возвращались, тем не менее, все трое сегодня занимают достойное, а то и основополагающее место в советской фантастике.

Герои моего повествования – Александр Романович Беляев, Владимир Евграфович Орловский и Николай Иванович Муханов.

И, по странному совпадению, все трое умерли во время войны от голода, двое – в блокадном Ленинграде на советской территории, а А. Р. Беляев – тоже в Ленинграде, но уже на территории оккупированной немцами (город Пушкино, он же Царское Село, ныне – Пушкинский район Петербурга)..

При этом каждому из них на тот момент было менее 60 лет, то есть возраст, наиболее располагающий к плодотворной творческой деятельности.

Три первых фантастических произведения каждого из трех наших героев - "Последний человек из Атлантиды" А. Беляева, повесть "Машина ужаса" В. Орловского и "Пылающие бездны" Н. Муханова
Три первых фантастических произведения каждого из трех наших героев - "Последний человек из Атлантиды" А. Беляева, повесть "Машина ужаса" В. Орловского и "Пылающие бездны" Н. Муханова

Все трое пришли в фантастику совершенно из разных областей. Беляев был юристом и журналистом, Муханов – театральным актером и режиссером, а Орловский – ученым-химиком, впоследствии ставшим профессором Ленинградского фармацевтического института. Да и фантастика у них была несколько разного направления, хотя частенько они друг у друга заимствовали идеи, но, что самое показательное – на фантастическом наследии всех троих впоследствии выросло не одно поколение более поздних советских фантастов, которые, используя идеи своих трех учителей, не стеснялись это признавать.

Ну а что? На гениев ссылаться не зазорно никому и никогда. Даже сам патриарх послевоенной советской фантастики Иван Ефремов признавал, что выписывая свой эпохальный роман «Час Быка», он всегда имел в виду единственный роман Муханова как энциклопедию по механизму поведения представителей двух цивилизаций в условиях противоборства за влияние в окружающем мире. А Александр Казанцев, еще один патриарх помельче, не скрывал, что центральная научная идея его главного в жизни романа «Пылающий остров» напрямую стибрена у Орловского.

Да и Александр Беляев тоже не гнушался заимствовать идеи из произведений двух своих коллег по цеху – ведь он вступил в бой попозже их, и потому у него было из чего выбирать.

Ну, о творчестве Александра Беляева (1884-1942 гг.) особо никого просвещать не надо – этот, без всякого преувеличения, гений, написал 23 научно-фантастических романа и повести, и более 70 рассказов. Это все издавалось в СССР массовыми тиражами, а также массово издавалось и за рубежом на языках всего мира, включая китайский и вьетнамский. Первое произведение – повесть «Последний человек из Атлантиды», - Беляев опубликовал в 1925 году, тогда же вышел и рассказ «Голова профессора Доуэля», впоследствии переработанный в роман. Последний роман – «Ариэль», - вышел в 1941-м, незадолго перед началом войны.

Владимир Орловский (настоящая фамилия - Грушвицкий, 1889-1942 гг.) был гораздо менее плодовитым автором, чем Беляев, однако успел написать эпохальный роман «Бунт атомов», повесть «Машина ужаса» и шесть фантастических рассказов, публиковавшихся в центральных советских журналах «Мир приключений» и «Вокруг света». Интересно, что рассказ «Бунт атомов» (который чуть позже автор переработал в роман) в 1927 и 1968 годах был опубликован в американских антологиях фантастики «Amazing Stories» и «Science Fiction Classics».

Первое издание романа В. Орловского "Бунт атомов", 1928 г., иллюстрации Н. А. Ушина и А. А. Ушина, но это не все, на самом деле в книге их больше
Первое издание романа В. Орловского "Бунт атомов", 1928 г., иллюстрации Н. А. Ушина и А. А. Ушина, но это не все, на самом деле в книге их больше

Правда, литературная деятельность Орловского охватывает всего 4 года, начав с повести «Машина ужаса» в 1925-м, он закончил в 1929-м рассказом «Штеккерит», и больше до самой своей смерти ничего не написал. Однако роман «Бунт атомов», хоть и выйдя в 1928 году тиражом всего 4 тысячи экземпляров, стал для советской фантастики знаковым, а с 1990 года выдержал еще 6 изданий, только два первых из которых вышли тиражами по 50 тысяч экземпляров каждый.

Все 30-е годы и до самой своей смерти В. Е. Орловский занимался научной деятельностью и стал профессором, и если планировал продолжать пробовать себя на ниве фантастической беллетристики, то мы этого не знаем.

Николай Муханов (1882-1942 гг.) отметился только масштабной фантастической эпопеей «Пылающие бездны» из разряда «космической оперы» (первой, кстати, в советской фантастике), и двумя рассказами – фантастическим «Атавистические уклоны Бусса» и приключенческим «Слоноводство». Все три произведения издавались в 1924-27 гг. в журнале «Мир приключений», а роман вышел в 1924-м еще и отдельной книгой тиражом 3000 экз., но с теми же иллюстрациями, что и в журнале, включая и обложку.

Первая публикация романа Н. Муханова "Пылающие бездны" в 1924 году, три номера журнала "Мир приключений"
Первая публикация романа Н. Муханова "Пылающие бездны" в 1924 году, три номера журнала "Мир приключений"

После 1991 года этот несомненно знаковый роман выдержал еще 6 изданий, правда, тиражи были мизерными, и в общей сумме не превысили 7 тысяч экземпляров. Самый массовый тираж был у журнальной публикации 1924 года в «Мире приключений» - каждый номер выходил в количестве 25 тысяч, и, что самое интересное, все три выпуска (№№1, 2 и 3) сегодня можно довольно легко найти в Интернет-магазинах по довольно вменяемым ценам.

Некоторые иллюстрации к роману "Пылающие бездны", причем и в журнале и в книге они одинаковые, художник М. Мизернюк
Некоторые иллюстрации к роману "Пылающие бездны", причем и в журнале и в книге они одинаковые, художник М. Мизернюк

Кроме трех описанных выше произведений Н. И. Муханов больше ничего не написал. Сохранилось только несколько изданных еще до революции книг с его стихами и прочими поэтическими произведениями, а в конце 30-х в какой-то антологии вышли его «воспоминания театрала», правда, записанные другим автором. Сборник этот назывался то ли «Русский провинциальный театр», то ли «На провинциальной сцене», вышел в 1937 году в издательстве «Искусство», в него вошли только две главы из неопубликованных до сих пор мемуаров - «Из боковой кулисы» и «Столичные гастролёры». Больше об этой книге мне ничего неизвестно, да она к фантастике не имеет никакого отношения. О самом Муханове 30-х годов известно только, что он до самой своей гибели жил в Ленинграде и занимался исключительно театром.

Итак, из представленных выше произведений заслуживают внимания оба романа (как Орловского, так и Муханова), но и остальное тоже представляет собой довольно значительный интерес. Конечно же, Александра Беляева я в расчет не беру, потому что он настолько известен, что обычно рассматривается отдельно, причем не только его творчество в целом, но и каждое из произведений.

А вот романы «Пылающие бездны» и «Бунт атомов» известны далеко не каждому. Я лично, хотя активно начал читать фантастику еще в начале 70-х и интересовался всей публицистикой, посвященной советской фантастике, в том числе и ранней, узнал о произведении Орловского только в начале 2000-х, когда мне удалось прикупить на барахолке антологию советской фантастики 20-х «Прекрасные катастрофы», вышедшую в 1990-м тиражом в 50 тысяч.

Антология советской фантастики "Прекрасные катастрофы", 1990 г. На фото показаны разные цветовые варианты обложки
Антология советской фантастики "Прекрасные катастрофы", 1990 г. На фото показаны разные цветовые варианты обложки

Роман «Пылающие бездны» мне вообще попался только несколько лет назад в похожей антологии (фантастика 20-х) «Деревянная королева», вышедшей в 1999-м тиражом всего 5700 экземпляров. И прочитав оба произведения, я подумал – а почему же эти книги столько лет не переиздавались? Вот произведения Беляева, например, часто писанные на подобные же темы, издавались при жизни мастера неоднократно. А романы Орловского и Муханова никаких переизданий не видели, да и тиражи единственных изданий их книг были не очень велики даже по тем временам.

Ну ладно, этим феноменом я хочу заняться в отдельных публикациях по каждому из описанных выше произведений. Уверяю, это очень интересные произведения – и романы, и повесть, и рассказы. Но сейчас я хотел привлечь внимание к тому факту, что наиболее значительные советские фантасты 20-х годов, «жили долго и счастливо, и умерли в один день» - ну, это образно говоря. И совсем уж какое-то фатальное совпадение в обстоятельствах их смертей, а также в географии, все они случились в Ленинграде практически в одно и то же время. Как будто кто-то свел трех гениев советской фантастики в одном месте и таким страшным образом с ними посчитался, хотя они могли еще жить и творить не один десяток лет.

Я не знаю больше таких совпадений не только в теме фантастики, но и в теме литературы вообще. Три фантаста, мало того - три знаковых фантаста, кто бы там не опровергал влияние их произведений на развитие всей советской фантастики, погибли практически в одном месте и по одной и той же причине, да еще почти что в одном и том же возрасте – это совпадение очень грустное. Я не собираюсь искать тут какую-то мистику, но факт говорит сам за себя очень красноречиво.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов

Почему некоторые книги Александра Беляева при его жизни впервые были изданы только на украинском языке?

Роман И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» за 33 года был издан общим тиражом 4,5 миллиона экземпляров

Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров

Три незаслуженно забытых детских книги прекрасного советского писателя Льва Кассиля