За 20 лет своей творческой деятельности первый советский профессиональный писатель-фантаст Александр Романович Беляев написал столько, что спустя более полувека, когда возникла возможность побороться за его наследство, в исках фигурировали суммы более чем на 100 миллионов долларов.
Начнем эту историю издалека, чтобы было понятна проблема и механизмы, которыми ее разрешили разные стороны этого дела, а так же чтобы читатель знал, какие суммы во времена СССР курсировали между советскими издателями и советскими писателями.
В 1956 году в СССР вышло первое собрание сочинений Александра Беляева. Выпуск был произведен московским издательством «Молодая Гвардия», и в двух томах были опубликованы семь романов и повестей прославленного советского писателя-фантаста.
Однако в следующем, 1957-м было решено дополнить это собрание еще одним томом, включив еще три произведения, которые «за бортом» оставить было никак нельзя, например, роман «Ариэль» - это последний роман Беляева, написанный незадолго перед войной, к тому же он считается одним из центральных в творчестве писателя.
Так, было составлено новое, второе собрание сочинений уже из трёх томов, которые получили совершенно другое оформление, хотя и с прежними иллюстрациями внутри книги.
Содержание всех трех томов второго собрания сочинений было следующим:
Том I
Борис Ляпунов. Предисловие
Человек-амфибия (роман)
Чудесное око (роман)
Человек, нашедший свое лицо(роман)
Том II
Голова профессора Доуэля(роман)
Звезда «КЭЦ» (роман)
Вечный хлеб (повесть)
Продавец воздуха (роман)
Том III
Властелин мира (роман)
Последний человек из Атлантиды (повесть)
Ариэль (роман)
Тираж первых двух томов был тоже, как и в первом двухтомнике, по 150 тысяч экземпляров, а тираж третьего тома – 225 тысяч, наверное, такой увеличенный тираж последнего тома определялся умышленно, учитывая отсутствие представленных в нем произведений в первом издании.
Однако издательство «Молодая Гвардия» на этом не остановилось, в следующем, 1958-м году оно переиздало все три тома в том же самом оформлении книги, несколько изменив, а вернее улучшив рисунок на корешке (таким образом это уже ТРЕТЬЕ собрание сочинений!). Однако на этот раз тираж каждого из трех томов составлял по 150 тысяч экземпляров, то есть это уже был полноценный трехтомник, без всяких допечаток.
Интересный момент: в 1957-м году кроме вышеупомянутого трехтомника в том же самом издательстве «Молодая Гвардия» вышел еще точно такой же трехтомник (как бы ЧЕТВЁРТОЕ собрание сочинений!), только снова с измененным внешним оформлением. Тиражи каждого тома составили снова по 150 тысяч экземпляров, то есть, можно констатировать тот факт, что только в одном году и одно только издательство выпустило книг Александра Беляева тиражом почти 1 миллион экземпляров.
А если учесть еще издание 1956 года, а также многочисленные издания многих других советских издательств, начавших с 1957 года публиковать бешеными темпами книги Беляева многосоттысячными тиражами, то тут уже выходит не 1 миллион, а гораздо больше.
Даже в СССР в те времена такой тираж мог сделать автора богатым человеком, причем совершенно законно, то есть этот доход считался вполне трудовым.
Но, как мы знаем, Александр Беляев умер от болезней, осложненных голодом в гитлеровской оккупации в 1942 году. Однако мы тоже знаем, что у писателя остались жена и дочь, и в момент выхода первого двухтомника в 1956 году они только-только выбрались из сталинских лагерей. Они туда были отправлены уже в 1945-м как чуть ли не предательницы Родины, так как немцы в 1942-м угнали их в Германию, но не как рабов, а как перемещенных лиц. Дело в том, что жена Александра Беляева была шведкой по происхождению, но в советском паспорте была записана немкой.
Когда позже немцы разобрались в своей ошибке, он поместили жену и дочь писателя в концлагерь, в котором они просидели до конца войны. А после освобождения их отправили в другой лагерь в Алтайском крае. Так что пострадал не только лучший советский фантаст, но и его семья.
Так вот, возвращаемся к нашим баранам, то есть таким поспешным миллионным изданиям собрания сочинений Александра Беляева. В те времена советский закон об авторском праве гласил, что родственники могут претендовать на гонорары писателя только 15 лет после его смерти, а после 15 лет это уже «общественное достояние», то есть всю выручку забирает себе издательство.
15 лет после смерти Беляева истекали как раз в 1957-м году, 6 января. После этой даты все его сочинения можно было издавать любыми тиражами, и ни с кем не делиться, поэтому до этого момента так слабо и печатали книги очень популярного советского фантаста.
Однако руководство Союза Писателей СССР под давлением множества писателей и бывших друзей Александра Беляева решило помочь семье прославленного фантаста и дало указание издать двухтомник, пока не истекли авторские права. Как вспоминает дочь писателя Светлана, ее мать получила от издательства «Молодая Гвардия» 170 тысяч рублей, на которые семья смогла перебраться в Ленинград. Дореформенные 170 тысяч – это 17 тысяч после денежной реформы 1961 года, что тоже немало, а вообще-то по тем временам даже очень много.
А вот следующие издания уже прошли мимо семьи Александра Беляева, и можно себе представить только, сколько бы жена и дочь писателя получили авторских отчислений за пару миллионов экземпляров, если «всего» за 300 тысяч получили целых 17 «кусков».
Теперь можно прикинуть, сколько зарабатывали другие советские писатели, я думаю, что даже в СССР они с голоду не пухли.
После развала СССР дочь Александра Беляева затеяла суды и выкатила всем издательствам иски в миллиарды рублей, причем не тех «фантиков», которыми рубли были в 90-х и на фоне доллара вообще не были видны, а уже как бы полновесных рублей с курсом от 20 до 30 рублей за доллар в разные периоды 2000-х. Так, в 2008-м году в деле фигурировала сумма более чем 7 миллиардов рублей, и хотя тяжба длилась до 2012 года, и иск то аннулировался, то возобновлялся, дело дошло до Верховного Арбитражного суда, который поставил точку в этом деле в пользу наследницы, продлив ее права на гонорары отца до 2017 года.
Правда, неизвестно, сколько денег было все же выплачено по этому иску, и кому, потому что Светлана Александровна Беляева умерла в 2017-м на 88 году жизни, и не оставила наследников.
Но я думаю, что сам Александр Беляев был бы доволен хотя бы тем, что даже в XXI столетии, более чем через полвека после его смерти, велись такие астрономически фантастические финансовые баталии вокруг его «никчемного», по мнению многих классических критиканов, творчества.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Александр Беляев – первый монополист в советской фантастике, причем мирового уровня
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов