С 1 октября в силу вступает постановление правительства о повышении утилизационного сбора на автомобили. Ставки будут ежегодно повышаться в течение шести лет, причём первое увеличение составит до 80%. Это повлияет на цены как новых, так и подержанных автомобилей. По мнению дилеров, к 2030 году стоимость новых машин может удвоиться по сравнению с сегодняшними ценами.
Итак, с 1 октября утильсбор на одну из самых популярных категорий новых автомобилей — с моторами объёмом от одного до двух литров — вырастет с 306 000 до 556 200 рублей.
Для новых легковых автомобилей, ввозимых для перепродажи и оснащённых двигателями объёмом до одного литра, сбор увеличится до 150 200 рублей с нынешних 81 200.
За машину с двигателем объёмом от 2 до 3 литров придётся заплатить 1 562 800 рублей (вместо 844 800).
Утилизационный сбор за автомобили с моторами от 3 до 3,5 литра увеличится с 970 000 до 1 974 000 рублей, а с двигателем объёмом более 3,5 литра — до 2 285 200 рублей (вместо 1 235 200).
Данная ставка утилизационного сбора не применяется только в одном случае — когда автомобиль ввозится для личного пользования. Это означает, что после растаможки вы не имеете права продавать его в течение следующего года. В этом случае сумма сбора составит 3400 рублей, если автомобилю меньше трёх лет, и 5200 рублей, если больше. Однако следует учесть, что импорт автомобилей с объёмом двигателя более 3,0 литров в таком порядке невозможен, так как для них предусмотрен коммерческий утильсбор.
Удар по "серому" импорту
Утилизационный сбор можно назвать последним ударом по "серому" импорту. Особенно сильно это коснётся бюджетного сегмента и затронет все направления импорта — от праворульных автомобилей из Японии до доступных моделей из Кореи.
Пожалуй, только сегмент премиальных марок останется относительно нетронутым. Стоимость таких автомобилей в России составляет от 10 миллионов рублей, поэтому утильсбор просто потеряется на фоне общей суммы.
Некоторые могут сказать, что ещё есть возможность привезти автомобиль для себя, ведь на рынке почти ничего не меняется. С одной стороны, это действительно так. Однако количество участников рынка, которые ввозили автомобили для продажи и, соответственно, платили утилизационный сбор, значительно сократится. А те, кто надеялся приобрести качественный и долговечный автомобиль по цене ниже, чем у новой Lada Vesta, придётся столкнуться с трудностями.
Так минивэн Honda Fried был отличным выбором в своём ценовом сегменте, когда стоил чуть более 1 миллиона рублей. Однако вряд ли он будет востребован, когда его стоимость поднимется до 2 и более миллионов рублей.
К сожалению, в этом ценовом диапазоне у отечественных производителей нет достойного конкурента в классе семейных минивэнов. Если не считать Lada Largus который в пассажирском варианте и на "механике" стоит от 1,6 миллиона рублей.
Семи- и восьмиместные микроавтобусы, такие как Honda Step WGN с 1,5-литровым турбомотором, уже сейчас достигает 3 миллионов рублей, что само по себе много, а альтернативы этому классу машин так же нет.
Развитие производств в России
В теории утилизационный сбор должен способствовать локализации производства современных автомобилей в нашей стране. Однако возникает вопрос: кто будет вкладывать средства в такие производства?
Как заявил Максим Соколов, генеральный директор АвтоВАЗа, повышение утильсбора должно стать стимулом для китайских производителей, чтобы они осуществляли сборку своих автомобилей на территории России. Он также отметил, что это может привести к созданию партнёрских проектов с отечественными компаниями и использованию местных комплектующих. Максим Соколов уверен, что повышение утильсбора — это единственный способ побудить импортёров развивать производство в России.
Однако китайские производители не слишком заинтересованы в том, чтобы размещать здесь свои производственные мощности. В условиях отсутствия альтернатив у них и так дела идут неплохо, а опыт локализации автомобилей JAC под брендом "Москвич" пока скорее негативный. Цены на самый доступный кроссовер "Москвич 3" начинаются от 1,6 миллиона рублей, в то время как конкурирующая с ним Lada Vesta в кузове универсал, за эти же деньги более понятная в плане запасных частей и обслуживания.
Теперь остается только следить за ценами в салонах АвтоВАЗа, хотя этот завод меньше всего затронут изменениями в системе утилизации, но, вероятно, они не упустят возможность повысить отпускные цены.
Кроме того, стало известно об очередном повышении ставки Центрального банка России. Это, в свою очередь, повлечёт за собой рост стоимости кредитования для населения.
"Те, кто не успел купить машину по старым ценам, будут покупать сильно дороже или пересядут на самокаты и общественный транспорт",
— считает Пётр Шкуматов, представитель "Народного фронта" в части борьбы за права автомобилистов.